«И увидел телеги, которые прислал Йосеф, чтобы везти его, и ожил дух Яакова, отца их» (45:27). Яаков был изумлен, взволнован, он не готов был поверить известию. Но когда он увидел телеги, его разум успокоился, и дух вернулся к нему. Что же такого особенного было в этих телегах?
Наш учитель раби Х. Й. Д. Азулай дает удивительное объяснение: «Когда Йосеф уходил от своего отца Яакова, он увидел, что тот сажает кедры, и спросил его: “Зачем это?” Яаков ответил: “Знай же, что дети моих детей сделают скинию для Б-га в пустыне из этих кедров и привезут их на телегах”. Вот почему Йосеф послал ему телеги в качестве знака. Они намекали на те шесть телег, которые повезут столбы скинии в пустыне». И когда он увидел их, то «ожил дух Яакова». Он обрадовался и тотчас «поехал Исраэль в Беэр-Шеву», чтобы срубить те самые кедры (Берешит Раба 94) и привезти в Египет на телегах.
Но мы все еще должны лучше понять важное известие, заключенное в телегах. Комментаторы уже написали, что есть намек в том, что скиния была сооружена из кедров и акации, которые посадил Яаков. Это учит тебя, что так же, как сыны Израиля создавали обитель для Шхины, каждый человек должен возвести для нее такую же обитель у себя в сердце. И каждый дом, построенный в народе Израиля, каждая созданная семья — это обитель для Шхины (Сота 17 а). Ее «сырье» — это вечная еврейская частица, укорененная в нас от праотца Яакова. Это наследие наших святых предков.
Однако «Тору заповедал нам Моше», и мы обязаны изучать ее и возвышаться благодаря ей. И не на пустынной земле «вечную жизнь посадил в нас», а на «наследии общины Яакова». На этом наследии мы возводим наш мир.
Возникает вопрос: если еврейская частица уже укоренена в нас, и праотец Яаков уже заготовил сырье, посадил «кедры», какая же функция возложена на нас? Мы должны привезти телеги — гордо нести эту еврейскую искру и передавать от прошлого поколения через себя к следующему. С теми телегами, на которых в пустыне перевозили столбы из одного места в другое, мы приближаемся к нашей цели, к Земле Обетованной, чтобы соорудить на ней постоянный храм для Шхины.
Когда Яаков увидел, что Йосеф знает свою миссию и посылает телеги, чтобы привезти его, его дух ожил.
В этой главе мы читаем о том, как праведный Йосеф раскрылся своим братьям, о воссоединении семьи, об исцелении травм прошлого. Йосеф послал своему отцу телеги, а Раши объясняет: «Он передал знак того, чем он занимался, покинув отца. Разделом о телице, которой проламывают череп» (слова «телега», агала, и «телица», эгла — пишутся одинаково). Лишь тогда дух Яакова ожил, и он решил спуститься в Египет и встретиться с Йосефом. Лишь когда он убедился, что тот не забыл выученное у него и все еще связан с наследием своего отца, с наставлениями Торы, — настал момент, о котором сказано: «Еще жив Йосеф, сын мой, пойду же и увижу его!»
Если бы Йосеф забыл то, чему его учили, оторвался от наследия отца, от его Учения и заповедей, то Яаков сказал бы: «Пусть там и остается — в Египте, и пусть будет там заместителем царя и насытится всеми благами, а я останусь здесь, пусть даже и голодным. Что у нас с ним общего?»
Когда Яаков спустился в Египет, «Йеуду он послал впереди себя, чтобы благодарить» — приготовить дом учения, из которого выйдет Тора. Только на таких условиях Яаков был готов приехать туда, лишь так он согласен перемещаться с места на место.
«Учили, раби Шимон бен Йохай говорит: приди и взгляни, как любимы евреи перед Святым, благословен Он. Всюду, куда они были изгнаны, Шхина пребывала с ними». И посмотрите, насколько любима Шхина для евреев — всюду, куда они были изгнаны, они возводили ешиву и дом учения, основывали место для Торы. «Со дней наших праотцов ешива не прекращалась. Были в Египте — ешива с ними» (Йома 28 б). И так было во всех местах изгнания: у наших учителей амораев и гаонов Вавилона, у Рифа в Марокко и у автора «Ароха» в Риме, у Рамбама в Египте и Рамбана в Испании, у рабейну Гершома в Италии и создателей Тосафот во Франции, Англии и Германии. И так — до последних поколений в любом месте.
Но именно когда были собраны рассеянные евреи, как только мы удостоились сойтись в одном месте и вернуться на Святую Землю наших предков, именно здесь была предпринята попытка создать еврейское государство без иудаизма, с песней «Старый мир до основания разрушим». Попытка воздвигнуть государство на основе экономического благополучия, но без дома учения, лишенное духа нашего праотца Яакова.
Однако нет! Это призрачная и иллюзорная идея. «Государство» шатается, «благополучие» сокращается, к нашей досаде и сожалению. Но «наш праотец Яаков не умер» (Хагига 5 б), его дух живет и дышит!
Мы сумели создать независимое государство и живем, как наиболее благоустроенные среди народов. Сегодня не нужны башни и стены, есть комитеты по планированию и обустройству, заботятся о дорогах и подъездах, о водопроводе и канализации, освещении и телефоне. Охраняют общественные парки, образовательные учреждения, поликлиники. Есть все, что нужно телу, но только не душе.
Целые районы были спроектированы до мельчайших деталей, но в них не оставили даже места для синагоги, для чистой миквы, не говоря уже о балконах для сукки. Почему? Ведь мы благоустроенный народ! Однако у таких народов все это не входит в меню.
Когда Яаков спустился во главе семидесяти душ в Египет, он послал перед собой Йеуду — приготовить дом учения, из которого выйдет Тора.
Наш праотец Яаков понимал и распорядился, чтобы прежде всего обращали внимание на душу. Именно таким и должен быть наш подход всегда. Сначала — синагога, «малый храм». А если уже не прежде всего, то хотя бы вместе со всем остальным… ну, или хотя бы после всего. Но как можно совсем вычеркнуть этот аспект из жизни? Можем ли мы сказать, что в стране Израиля действительно создано государство евреев? (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители