«И расположился перед городом» (33:18). Наш праотец Яаков вернулся из Харана после двадцати двух лет истощающего изгнания в доме Лавана: «Днем поедал меня зной, а лед ночью, и сон уходил с глаз моих». Это были двадцать лет работы, проделанной честно и с неописуемой самоотверженностью. И в то же время все эти двадцать лет Яакову приходилось бдительно стоять на страже своей духовной позиции наперекор арамейцу Лавану, желавшему уничтожить все, и против его идолов и божеств.
Яакову удалось сохранить свою чистоту и святость на высшем уровне. В комментарии к словам «С Лаваном я жил» Раши объясняет, что слово «я жил» (גרתי) в числовом значении дает 613, и это указывает на то, что Яаков за время проживания в доме Лавана исполнял все 613 заповедей Торы.
По пророческому повелению он спустился с гор Харана вместе со своими женами и одиннадцатью сыновьями, будущими коленами Б-жьими. Но впереди его все еще ждало судьбоносное противостояние с его братом Эсавом, которое могло закончиться жизнью или смертью. Необходимо было встретиться как с самим Эсавом, так и с его небесным ангелом-покровителем.
Это испытание Яаков также прошел благополучно. «И пришел Яаков в Шалем». Наши мудрецы комментируют эти слова так: «Он был невредим (шалем) телесно, целыми остались его имущество и его Тора».
И так он добрался до равнины перед Шхемом и купил участок поля, чтобы беспрепятственно поставить на нем свой шатер и загон для скота. Что ему теперь делать? Разве не настало время покоя после всех бедствий, напряжения, борьбы? Речь не идет о долгой спокойной жизни. Ведь мы учили: «У праведников нет покоя» (Брахот 64 а), и они восходят от вершины к вершине, переходят от одной деятельности к другой. Но хотя бы несколько дней отпуска ему полагаются, не так ли?
Конечно, полагаются. Но что сделал Яаков? «И расположился перед городом».
В Гмаре (Шаббат 33 б) истолковали, что он установил для жителей города валюту, организовал рынки и бани. Сразу вместе со своим приходом он стал задаваться вопросом: что можно сделать ради жителей этого места? Как можно помочь им и привести их к заслугам?
Неожиданное объяснение мы находим в «Кутнот Ор»: он установил для них валюту — у них в обращении были монеты, на которых были выгравированы образы языческих божеств. А Яаков установил, чтобы на монетах чеканили имя царя. Так он спас их от идолопоклонства. Он создал рынки и наполнил их плодами, чтобы жители наслаждались и благодарили Творца, благословляли Его до и после еды. Бани он организовал, чтобы поддержать чистоту семейной жизни. Такой комментарий дается в «Кутнот Ор».
А наш учитель рав Х. Й. Д. Азулай (в книге «Петах Эйнаим») выражает удивление по этому поводу. Ведь все перечисленное не имело смысла делать для жителей Шхема. Какая разница, будут ли образы божеств выгравированы на монетах, если народ продолжает служить идолам и поклоняться им? И чем поможет наполнение рынков урожаем, если жители Шхема не признают Творца и не испытывают перед Ним благодарности за посланное им изобилие? Да и жены их разве станут соблюдать законы чистоты?
Он дал удивительный ответ. Яаков заботился вовсе не о жителях Шхема, а о своем доме, своей семье, своих детях. Если жители Шхема служат другим богам — это их дело. Но ходящие у них монеты попадут и к его детям, и тогда они, не дай Б-г, будут совершать покупки с помощью денег, на которых изображены языческие божества. Дети Яакова будут покупать еду на рынках, и он хочет, чтобы они оценили изобилие, получили удовольствие и возблагодарили Творца. И когда его родным понадобится очиститься для семейных отношений, они должны найти подходящее для этого место.
Вот почему наш праотец Яаков вошел в самую гущу этих проблем. Он убедил власти города, что выгравировать на монетах имя царя вместо богов будет достойно и послужит на славу; и что хорошо будет наполнить рынки различными фруктами и урожаем; и что подобает построить бани для заботы о здоровье. Он сам приготовил эти бани так, чтобы они удовлетворяли требованиям миквы по всем правилам.
Таковы слова рава Азулая. И они словно свет для глаз — насколько они актуальны и в наше время!
К великому сожалению и печали, мы пребываем сегодня в таком же состоянии, в каком был в свое время наш праотец Яаков со своей семьей на земельном участке перед Шхемом. Большая часть народа отчуждена от собственного наследия. Но, увы, их действия и бездействие имеют прямое влияние на нас и наших детей. Если они разрешат записывать любого, кто прошел реформистский гиюр, как еврея, и будут проводить через эту процедуру на основе пустых заявлений (что не имеет никакой силы согласно Алахе), как наши дети смогут заключать брак в следующем поколении? Как нам узнать, кто есть кто?
Если откроют фирмы и предприятия, работающие в шаббат, это не только повредит атмосфере шаббата на улицах, что само по себе уже страшно, но и наступит день, когда перед религиозным евреем закроют двери трудоустройства из-за его соблюдения шаббата. А значит, все это имеет прямое отношение к нам и нашему будущему.
Из нашей недельной главы мы учим, что следует бороться с любым изъяном в общественной жизни, который может иметь последствия для нас и нашего будущего. И делается это именно ради продолжения нашей жизни здесь в качестве единого народа (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский