«И поела, и дала мужу вместе с собой, и он ел» (3:6). Раби Мордехай Коэн, бывший одним из великих мудрецов Алеппо во времена Бейт Йосефа и святого Ари, задается вопросом в книге «Сифтей Коэн»: Хава была соблазнена змеем, который подтолкнул ее нарушить прямой запрет. Она думала, что в плоде скрыты могущественные духовные силы и высочайшие постижения: «И будете как боги». Она поела и убедилась, что это обман. Не возвышение она испытала, а распад. Ужасающее падение, словно прыжок в бездну.
Это поразительное изменение, которое с ней произошло, конечно же, не скрылось от глаз Адама. Он был творением рук Самого Всевышнего. Духовный рост Адама был «от земли до небосвода» (Хагига 12 а), он был соединен с небом, прикреплен к духовным мирам. Зачем же он ел этот плод вслед за Хавой, почему нарушил приказ Творца? Зачем с открытыми глазами пошел на погибель, обрушив катастрофу на все поколения человечества? Ведь смерть миллиардов его потомков можно поставить ему в вину. Святой Зоар (ч. 1, 57 б) говорит, что каждый человек, чья душа поднимается на небо, связывает с ним свое несчастье.
По закону Торы нам заповедано стараться оправдать каждого человека. Тем более — нашего первого прародителя. Именно это и сделал автор «Сифтей Коэн». В святом Зоаре (ч. 1, 221 б) сказано, что когда был создан первый человек — царь существ и венец творения — все существа увидели его и стали бояться. Они готовы были идти за ним, как рабы за господином. А он сказал им: «Вы и я, пойдемте преклонимся перед Б-гом, создавшим нас» (Теилим 95:6). В Мидраше (Берешит Раба 8:10) сказано, что когда Святой, благословен Он, создал первого человека, ангелы служения впали в заблуждение, приписав ему б-жественную силу. Они хотели произнести перед ним хвалебную песнь. Но сам человек, зная своего Владыку и свое предназначение — обратить все творение к Творцу и преумножить славу Небес — не соблазнился покорностью животных и ошибкой ангелов. Он был «мудрецом, знающим свое место», понимал свои ограничения и свою миссию.
Но вместе с тем он был «мудрецом, который видит будущее». Он знал, что если сам будет смиренным и станет служить Творцу, у него родятся дети и внуки — многие поколения. Но если весь мир будет раем, полным изобилия, а люди будут жить вечно, не боясь дня своей смерти, их сердце возвысится, и они возгордятся, объявив себя богами.
Тут легко можно провести параллель. Даже смертный человек, каждый орган которого уязвим перед напастями и болезнями, провозглашает (Ихезкель 29:13): «Мне принадлежит Нил, и я сам создал себя» (как это сделал фараон). Какая глупая мысль, ведь ее так легко опровергнуть! А если бы люди были бессмертны, неуязвимы перед болезнями, защищены от любого вреда, насколько больше они возгордились бы!
Когда Адам увидел все это своим святым духом, он содрогнулся. И решил во славу Небес согласиться с предложением супруги — отведать плод древа познания и обрушить на человечество страдания, боль и смерть. Пусть они будут изгнаны из рая, пусть в поте лица едят хлеб, страдают от болезней и дрожат перед смертью. Тогда, быть может, их сердце станет мягче, и они не будут глупо верить в свое всемогущество и в то, что сами определяют свою судьбу.
Он подверг себя гневу Всевышнего и правосудию Небес, чтобы защитить своих потомков от гордыни и растления, заставить их склонить головы перед Творцом.
Удалось ли ему это? Конечно, если бы не его грех, мы могли бы возгордиться в тысячу раз сильнее. А сейчас, как человеку из плоти и крови гордиться, когда его мозг представляет сплетение нервов? Купил бы кто-нибудь даже за полцены машину, у которой мотор сделан из застывших белков?
Так говорит логика, но кто станет прислушиваться к ней? Людьми движет слепая и раздувшаяся гордыня, но при этом пустая и хрупкая. И тогда свыше втыкают булавку в воздушный шар. Гордый фараон страдал от многих кар, но конец его настал в Тростниковом море. И он был не единственным. Хирам, сделавший из себя божество (Ихезкель 28:2): «Поскольку возгордилось сердце твое, и ты сказал: я бог!», был сокрушен Навухаднецаром, который также строил из себя бога: «Поднимусь на облако, уподоблюсь Высшему» (Ишайя 14:14), а затем превратился в полевого зверя (Даниэль 4:30). Мы видели своими глазами, куда привела гордыня тех, кто воевал с Израилем в шестидневной войне. Видели, какова была участь башен-близнецов. Пусть же человек вернется к своему естественному размеру и скажет: «Пойдемте преклонимся перед Б-гом, создавшим нас» (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»