«Имела ли я обыкновение так поступать с тобой?» (22:30). Мы находим в Мидраше (Берешит Раба 93:10) упоминание нашей главы, требующее объяснения: «Горе нам в день суда, горе нам в день увещевания! Билам, мудрец язычников, не может устоять перед упреками своей ослицы, как сказано: “Имела ли я обыкновение так поступать с тобой? И сказал: нет”. А когда придет Святой, благословен Он, и будет упрекать каждого таким, каков он есть, — насколько это будет страшнее!»
О чем беспокоится Мидраш, чем вызван страх? Конечно, нам стоило бы бояться дня суда, когда потребуется дать ответ за все, что мы делали и чего не делали. Счастлив тот, кто вернется к Б-гу до этого и удостоится прощения! Но вдобавок к этому, увещевание становится в семь раз страшнее, если мы задумаемся над упреком… ослицы.
Что в нем такого острого, и почему он вызывает столько волнений?
Ответ на это поражает своей простотой: если задуматься, мы увидим, что ослица не упрекала Билама за его грехи и даже не жаловалась на несправедливость. Прежде всего, она спросила мудрейшего из народов: «Где была твоя мудрость? Почему ты не поразмыслил?» Вот что пишет об этом Сфорно: «Имела ли я обыкновение поступать с тобой так? Тебе следовало подумать: поскольку это необычно для меня, значит, это случилось с тобой, чтобы показать тебе, что ты не преуспеешь… За что ты ударил свою ослицу? Увидев эти знамения, тебе следовало предположить, что твоя поездка нежеланна… Это произошло уже три раза, но ты трижды проявил упрямство, игнорируя знаки». Фактически, основным ее аргументом был вопрос: где же твои глаза и где твой ум? И действительно, Билам сознался и сказал: «Согрешил я, ибо не знал». Наибольшим грехом было незнание, нежелание задуматься и обратить внимание.
И вот что хотели нам сказать в Мидраше: очевидно, что в будущем нас будут упрекать за поступки и за бездействие, за нарушения и за грехи. Но самое большое страдание будет за то, что мы вели себя как безумцы и слепцы. Разве не знали мы, что есть Творец мира? Разве могли в самом деле подумать, будто мир брошен на произвол? Разве не предвидели, что придется держать ответ и всемеро расплачиваться за каждую оплошность?
А если споткнулись, то как могли проявить лень и не вернуться на праведный путь?
Где был разум, где было понимание? Вот в чем весь упрек!
Был случай с одним человеком, который произносил речь и случайно оговорился. Он произнес (цитируя от имени Всевышнего): «Откройте Мне вход размером с игольное ушко, а Я открою вам вход размером с врата Билама» («Билам» вместо «Улам» — зал; см. Шир а-Ширим Раба 5:3).
Слушатели стали улыбаться, было неловко. Услышал это гаон из Чебина и очень вдохновился: «Верно, верно! Это и есть врата Билама!» Слушатели удивились, а гаон объяснил: «Наши святые мудрецы говорят, что Билам бросил взгляд и увидел, что входы в шатры у евреев не расположены друг напротив друга. Он решил их не проклинать, сказав: “Как хороши шатры твои, Израиль”. То есть он увидел, что вход, который евреи открывают Творцу, и вход, который Он открывает им, не соответствуют друг другу. Ведь евреи открывают вход размером с игольное ушко, а Творец — вход размером с врата зала, через которые проходят телеги, груженые безмерными благами. И если так велика Его любовь к ним, как можно их проклинать? А значит, верно подметил оратор, сказав, что это были врата Билама».
Ясно, что рав истолковал это иносказательно, чтобы спасти выступавшего от стыда. Но вывод из этих слов удивителен и ко многому обязывает: за каждое маленькое действие, каждую заповедь и каждое мгновение в изучении Торы мы получим огромную награду, изобилие благословения и успеха, а вред и проклятие отдалим от себя.
К примеру, дающий полные пригоршни нищему получит от Творца все, что помещается в Его полных пригоршнях! (Санедрин 100 а). Способны ли мы представить себе такое изобилие награды? (Майян а-Шавуа).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?