История о группе хасидов, которые решили поехать в Люблин на шаббат, когда читают главу Итро, чтобы прочесть о получении Торы. Они взяли талит и тфилин, завязали свои сумки и наняли телегу. Ехали в возвышенной атмосфере — произносили слова Торы и пели пробуждающие душу песни.
Проезжая мимо местечка Ропшиц, они свернули к раву — праведному раби Нафтали, одному из великих мудрецов среди их друзей, и стали уговаривать его поехать с ними. Он уклонился, сказав, что собирается поехать в другой шаббат, не в этот раз. Но они продолжили уговаривать его, и в итоге он согласился. Подумал про себя: «Своим воодушевлением они вдохновят и меня, и я обрету высокие постижения».
Приехали в Люблин и пошли поприветствовать праведника. Провидец из Люблина принял их с любовью, но в отношении раби из Ропшица, который был одним из его приближенных хасидов, не выказал никакого внимания. Тот удивился, но сам утешил себя: «Разве для того я приехал, чтобы наслаждаться знаками внимания? Я приехал только для получения Торы!»
С нетерпением он ждал, когда начнут читать Тору, хотел услышать о ее получении из уст учителя, подобного ангелу. К своему разочарованию, он не почувствовал никакого ожидаемого вдохновения. Не увидел голосов, не ощутил огня и молний, дыма и факелов, не слышал «голоса Б-жьего в силе, высекающего языки пламени».
На третьей трапезе Провидец из Люблина высказал свой комментарий к словам из Торы: «И будьте готовы к третьему дню, ибо в третий день спустился Б-г на глазах всего народа на гору Синай» (Шмот 19:11). Он пояснил: на первый взгляд, предстояние у горы Синай было настолько волнующим — отряды ангелов спустились вместе со святой Шхиной, семь небосводов раскрылись перед сынами Израиля. Они видели то, что люди обычно слышат, мир наполнился благоуханием, и с каждым речением их души вылетали из тел, а ангелы поддерживали их. Такие откровения великолепной святости неизбежно должны оставить глубокий след в душах и привести к огромному воодушевлению. Но мы видим, что это не так. Евреям понадобилось три дня подготовки. Ведь без подготовки событие не запечатлится, и никакого пробуждения не произойдет. Причем подготовка шла не день и не два — Моше «добавил еще один день по своему разумению» (Шаббат 87 а).
Теперь раби Нафтали из Ропшиц понял, почему Провидец из Люблина так холодно его принял, и почему он сам не испытал достаточного пробуждения при чтении Торы. Ведь он не собирался приезжать и не подготавливал себя за несколько дней, как делал обычно. Он отнял у себя должную подготовку, и у него не осталось сосудов для восприятия впечатлений.
Этот удивительный рассказ объясняет, почему у праздника Шавуот нет четкого времени, обозначенного днями года. Он наступает в конце счета омера и по этой же причине называется «Шавуот» (т. е. недели). Он мог выпасть на пятое, шестое или седьмое Сивана, когда новый месяц освящали по свидетельству очевидцев. Ведь пробуждение при даровании Торы целиком зависит от подготовки к нему (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский