Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гибель египтян и Песнь на море

Пойте Б-гу, ибо высоко вознесся (15:21). Наш учитель рав Авраам Царфати, один из потомков святого Раши, учился в паре с равом Йосефом Каро, автором «Шулхан Аруха», во время своего пребывания в Адринополе. Однажды, вечером в шаббат, когда читали главу Бешалах (это было в 5250 году), рав Авраам настолько погрузился в учебу, что его одолела усталость, и веки сами собой закрылись. Во сне он увидел седобородого старца, с кожаным поясом на бедрах, который вошел в его комнату и обратился к нему со следующими словами: «Сын мой, пожалуйста, скажи мне: кто самый великий среди пророков?»

Рав удивился вопросу и решительно ответил: «Конечно же, это Моше Рабейну. Его называют отцом всех пророков. Об этом ведь прямым текстом сказано в Писании: “И не было больше в Израиле такого пророка, как Моше” (Дварим 34:10)».

«Верно, — ответил пророк Элияу (а это был именно он), — но если так, почему же Моше не стал петь ту песню, которую евреи пели у моря, еще до того, как египтяне утонули? Ведь пророки должны предсказывать будущее!»

Раби Авраам ответил: «Очевидно, Моше был способен произнести всю эту песню еще до того, как произошло чудо на Тростниковом море. Но наш “верный пастырь” захотел в этом деле объединиться со всем еврейским народом и петь эту песню вместе со своими собратьями. Ведь в тот час они все еще были охвачены страхом и не были столь крепки в своей вере, как он. Он точно знал, что евреи не будут петь вместе с ним от всего сердца до тех пор, пока не увидят падение египтян и то, как их поглощает море!»

Лицо Элияу просияло. Он произнес: «Сын мой, ты дал верный ответ, и об этом написано в Торе: “И увидел Израиль великую руку, что сделал Б-г с Египтом, и поверили в Б-га”. И лишь после этого: “Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь”».

Сказав все это, он исчез.

Рав Авраам был в восторге от прихода Элияу. Счастлив тот, кто видел его лицо во сне! Спустя много дней, рав Авраам написал об этом видении в предисловии к своей книге «Биркат Авраам».

Но что пророк Элияу хотел сказать ему этим? Что лидер еврейского народа, даже если он может сам произнести песнь, главным образом стремится возвысить вместе с собой тех, кто прислушивается к его словам и следует по его путям. Он сдерживает свой дух, не давая ему петь, до тех пор, пока остальные не смогут сделать это вместе с ним…

Сыны Израиля находились в чрезвычайной опасности. Они не видели никакого выхода из ситуации, в которой оказались. Египтяне гнались за ними попятам, собираясь вернуть их в подчинение и рабство — к глине и кирпичам. Мечта об избавлении рассеивалась — неужели все предыдущие шаги были напрасными? Но нет. Море чудесным образом разверзлось перед ними, а затем водяные стены содрогнулись и обрушились на египтян. «Коня и всадника низверг в море… и увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря».

Угроза миновала, и страх развеялся. Чудо было потрясающим. Признательность за совершенное добро наполняла сердца евреев. И тогда народ Израиля открыл уста в великой песне. «В новой песне восславили избавленные на берегу моря». «Тогда воспел Моше и сыны Израиля».

Эхо от этого пения раздавалось по всей пустыне. И тогда пророчица Мирьям взяла в руки бубен, и все остальные женщины вышли вместе с ней с танцами и бубнами. Тора, в которой нет ни одного лишнего слова, и каждое выражение четко взвешено и измерено, отводит место тому, чтобы передать нам песнь Мирьям. И это несмотря на то, что в ней, казалось бы, не открывается для нас ничего нового. Ведь эти слова уже приводились в начале песни у моря: «И отозвалась им Мирьям: пойте Б-гу, ибо высоко вознесся, коня и всадника низверг Он в море». Возникает вопрос: что же такого особенного заключено в этой песне Мирьям?

Но дело в том, что особенность находится не в самой песне, а в выборе времени для ее исполнения. Здесь Тора учит нас тому, что человеку не требуется большой мудрости, чтобы петь сразу же после совершения чуда — пока еще впечатление от него свежее, а сердце ликует. Мудрость состоит в том, чтобы не забывать о пении даже после того, как первая песня уже отзвучала. Величие — это способность продемонстрировать, что мы не забыли о чуде и не отошли от него, погрузившись в повседневную рутину.

К чему все это сказано? Нет ни одного человека на Земле, которому не было бы за что благодарить Б-га. Каждый получил Свыше полные пригоршни добра. Вспомни, сколько ты радовался, когда был помолвлен с невестой, сколько — во время свадьбы. Как много радости подарило тебе рождение детей. Как прекрасно было найти новую работу или выздороветь от болезни. У каждого человека в прошлом можно отыскать множество поводов для радости. Каждый проходил на жизненном пути свои остановки. Насколько мы благодарили в такие моменты нашего Творца, как расцветала в нас признательность Ему, а песнь сама собой рвалась из уст наружу!

В отрывке «Душа всего живого» в утренней молитве мы произносим следующее: «Если бы уста наши были полны пением, как море, а язык — ликованием, как множество волн его… Мы все еще так и не сумели бы в достаточной мере отблагодарить Тебя даже за одно из тысячи тысяч благ… которые Ты совершил с нашими предками и с нами». Следовательно, даже за блага и милосердие, которое мы получили давным-давно, все равно нужно благодарить с пением и ликованием. Мы должны обновлять старые впечатления, заново переживать минувшие события и благодарить с восторгом (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его