«Непорочный ягненок… из ягнят и козлят берите» (12:5). Рав Йосеф Хаим, автор книги «Бен Иш Хай», говорит, что нам нужно учиться как у доброго начала, уподобленного баранам, так и у злого, уподобленного козлам. Но как же можно учиться у злого начала?! Ответ на это передадим в притче.
Однажды встретились доброе и злое начала, и говорит злое доброму: «До каких пор мы будем воевать? Помирись со мной хотя бы на короткое время».
«И что же ты будешь делать в это время?» — спрашивает его доброе.
«Хочу, — отвечает ему злое, — пригласить одного из твоих союзников в пивной трактир».
«В трактир? — удивилось доброе, — но кто же тебе мешает? Иди и пригласи его, если хочешь!»
«Он такой праведный, что не пойдет туда, пока ты не присоединишься к приглашению». На том и порешили.
Приходит злое начало к Аврааму-праведнику и предлагает пойти в трактир. Тот, естественно, прогнал его прочь и даже слушать не стал. Но тут в сердце его раздался голос доброго начала: «Иди туда, не бойся — глядишь, из этого выйдет что-то полезное. Только храни внутри трепет перед Б-гом, чтобы не согрешить».
Сходил Авраам в трактир, послушал немного, о чем говорят пьяницы, посмотрел, как играют в карты. Вернулся и плачет.
«Что случилось, дорогой мой?» — спросила его жена.
Муж вздохнул глубоко и ответил: «Любимая моя жена! Все свои дни я служил Творцу своим сердцем, а в эту ночь подверг его испытанию. Я всегда думал, что сердце мое — как чистое золото, и я служу Б-гу с желанием и с радостью. Но в эту ночь я увидел, как далеко нахожусь от совершенства в служении. Заглянул я в трактир на короткое время и увидел, с каким энтузиазмом радуются там люди, не чувствуя никакой усталости. И у меня тотчас душа упала в землю: как же я не достиг такой радости в занятиях Торой и заповедями?! Люди сидят за глупой карточной игрой, увлеченные и в напряжении, а я стыжусь: настолько ли я погружен в святую Тору? И я понял, что мое сердце, которое я считал чистым золотом, содержит в себе примеси!»
Как услышало злое начало эту речь, хлопнуло себя по лицу от досады и ушло восвояси с поникшей головой. Его дурной помысел совсем не удался, и даже вышло наоборот.
На следующее утро встало злое начало и пошло в синагогу делать свою работу со слабыми людьми, попавшими в его сети, — вводить их в грех бесполезных разговоров, сбивать их мысли во время молитвы, вызывать споры и раздоры из-за мелочей. И тут оно видит нашего знакомого Авраама-праведника, который молится с восторгом и еще большей сосредоточенностью, чем прежде. Не было предела досаде злого начала. Оно застонало и произнесло: «Верно говорят мудрецы: пришел верблюд просить рога — ему и уши отрезали».
Отсюда мы видим, — заканчивает рав Йосеф Хаим, — что иногда человеку следует учиться и от злого начала и его действий. Поэтому и сказано брать жертву «от ягнят» — это силы доброго начала, и «от козлят» — силы злого начала (Оцротейну).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?