«Спаси же меня от рук брата моего, от рук Эсава» (32:12). Эсав был единственным братом Яакова. Почему же тогда Яаков делает повторение и уточняет «из рук брата моего, из рук Эсава»?
Комментаторы отвечают, что у него было двойное опасение — он беспокоился как из-за «брата», так и из-за «Эсава». Он боялся, что его брат может придти к нему в качестве Эсава и попытаться убить его, но еще больше он волновался, как бы тот не пришел под видом «брата» и не захотел присоединиться к нему в дороге и подвергнуть его семью духовной опасности. Такое опасение тревожило его превыше всего, и потому он произнес эти слова первыми.
«Действия отцов — знак для детей», — объясняется в книге «Кдушат Леви». Этой молитвой Яаков хотел намекнуть своим потомкам, как вести войну против злого начала — против ангела Эсава. Злое начало, желая ввести в грех, не каждый раз выступает в открытую под видом «Эсава». Иногда оно одевает маску благожелательности и приходит как «брат». От такого искушения нужно беречься во много раз тщательнее.
Царь Давид восхваляет Б-га: «Б-г у меня среди помощников, и я увижу (падение) своих врагов» (Теилим 118:7). Он просил Творца прежде всего помочь ему справиться с «помощниками» — с теми, кто выдает себя за друзей, и лишь затем с врагами, которых победить проще, поскольку их ненависть очевидна.
Следовательно, чтобы одолеть злое начало, требуется немалая бдительность. Трудность даже не столько в самой войне с ним, сколько в его распознавании. Главная проблема в том, что злое начало в любом состоянии норовит замаскировать свою сущность. Оно не просто не кажется человеку враждебным, но и притворяется его другом. Хуже того, иногда человеку кажется, что это и есть он сам, а вовсе не какой-то внешний фактор. Также бывает, что злое начало притворяется добрым.
Борющийся с ним остается обескуражен — как ему узнать, кто стоит перед ним?
Верно, что одна из центральных проблем в том, чтобы выстоять перед злым началом, состоит в его распознании, а когда врага трудно распознать, война с ним становится очень сложной и тяжелой. В обычной войне ты видишь перед собой противника, знаешь, кто он такой, видишь его цели и расположение его сил. Но все иначе в войне со злым началом. Оно не стоит напротив тебя, оно сидит в тебе самом, и голос его звучит точно так же, как и твой собственный, а его аргументы полны заботой о твоем «благе». Злое начало снимает одну форму и облачает другую, оно скрывает свои цели и предстает под маской нравственности, словно заботясь о справедливости, честности, смирении и всех добродетелях, которые человек желает в себе взрастить.
Как же можно спастись от такого хитрого врага?
Раби Рахамим Хай а-Коэн в книге «Минхат Эрев» (глава Шофтим) дает золотой совет: если какая-то мысль приходит к тебе снова и снова, убеждая тебя в том, что это ради твоего же блага, знай — это злое начало. Если кто-то слишком сильно хочет тебе добра, да при том еще заявляет, что ему нет с этого никакой выгоды, он вызывает подозрения.
В книге «Ор Левана» (ч. 1) по этому поводу приводится притча.
Один богач ехал на сильном коне, направляясь к деревне, чтобы купить себе козу. Сделав это, он повесил колокольчик ей на шею и привязал веревку к хвосту коня и к ленточке колокольчика. Обратно в город он ехал довольный и радостный, а коза брела позади коня. Пока раздавался звон колокольчика, он знал, что коза рядом.
Трое воров следили за ним и решили устроить между собой соревнование. Первый хвастался тем, что с помощью хитрости сможет украсть у богача козу так, что тот не заметит. Второй пообещал, что уведет у него коня и сумеет сбежать с ним. Третий же поставил перед собой еще более трудную задачу — он украдет плащ с тела богача и сбежит, так что тот не заметит этого.
Воры решили приступить к «работе», и каждый из них пошел своим путем. Первый стал следовать за богачем. Подкравшись, он протянул руку и ловко снял колокольчик с шеи козы, привязав его к хвосту коня, а козу забрал. Звон колокольчика продолжал раздаваться в ушах хозяина, и он ни о чем не подозревал, будучи уверен, что его коза идет сзади. Лишь во время остановки и отдыха он с волнением обнаружил, что коза украдена, и лишь бывший на ней колокольчик висит на хвосте коня.
Второй вор тем временем уже поджидал поблизости. Он увидел хозяина козы в печали и подошел помочь ему: «Отчего Вы грустите, господин?» Богач с облегчением поделился своей бедой и рассказал о пропавшей козе.
«Хорошо, что Вы мне рассказали — ведь я как раз видел человека, убегающего с козой в противоположную сторону, — заявил он с волнением, — Я постерегу Вашего коня, а Вы бегите за ним».
Богач побежал со всех ног в направлении, куда указывал ему собеседник, но ни козы, ни вора не нашел. С тяжелым сердцем вернулся он обратно, но теперь не нашел и коня. Только теперь до него дошло, что «заботливый сторож» был ни кем иным, как коварным обманщиком.
Ему ничего не оставалось, как идти пешком и плакать о двойной потере. Воздух был горячим, а солнце беспощадно жгло. Он добрался до колодца, на краю которого стоял человек, смотрел вниз, и слезы его смешивались с водой колодца. «Почему Вы плачите?» — спросил богач. Тот рассказал, что наклонился к колодцу утолить жажду, а кошелек соскользнул с ремня и упал вниз. Казалось, двое несчастных нашли друг друга. «Верно, это день неудач, у меня тоже украли козу и коня», — утешил его богач.
«Какое несчастье! А сколько они стоили? — поинтересовался человек у колодца, — Если поможете мне достать кошелек из этой ямы, я награжу Вас суммой, которой хватит на козу и коня вместе». В сердце вновь промелькнул луч надежды. Богач быстро снял свой плащ и полез в колодец. Поиски были тщетными.
Когда он из последних сил поднялся обратно, то не нашел ни плаща, ни вора.
Иногда злое начало делает много предложений для нашей «пользы», но в итоге заставляет нас потерять все. В каждом таком случае мы должны как следует проверять, где скрывается хитрый подвох (Оцротейну).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его