Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прекрасное зеркало, в которое смотрелся ребенок. Притча о том, как превратно мы воспринимаем мир вокруг нас.

«По образу Всесильного сотворил его» (1:27). Один из тринадцати принципов веры гласит, что у Всевышнего нет ни тела, ни подобия тела. Гаон раби Элияу ди-Видас в книге «Решит Хохма» (Врата трепета, гл. 4) удивляется, как же Тора говорит: «По образу Всесильного сотворил его»?

Он отвечает, что имя «Всесильный» (Элоким) означает, что Б-г «могуч, имеет возможности и властвует над всеми силами». Как известно, поведение человека влияет на то, как Творец ведет себя с ним. Если человек следует добрым и праведным путем, он делает так, что и Творец освещает Свое лицо всему миру и творит добро. Наши мудрецы говорят (Кидушин 39 б): «Сделал одну заповедь — склонил себя и весь мир на чашу заслуг». С другой стороны, если человек совершает злые поступки, он вынуждает и божественное провидение скрывать лицо и гневаться, как сказано: «Совершил один грех — склонил себя и весь мир на чашу вины».

В этом и заключается «образ Всесильного»: поведение Творца с человеком словно является фотографией поведения самого человека. То, что посылает Б-г свыше, — это зеркальное отражение поступков человека.

Раби Перец Маймон в книге «Толдот Перец» (Ки Теце) приводит в пример ребенка, вошедшего в магазин, чтобы купить зеркало. Он обратился к продавцу и попросил у него самое лучшее и качественное зеркало. Тот принес ему лучшее, что было в магазине.

Но ребенок взглянул в него и разозлился: «И это ты называешь хорошим зеркалом?! Взгляни, какую уродливую картину оно мне показывает!»

Посмотрел продавец на лицо ребенка и все понял. «Ты прав, — сказал он, — это не самое лучшее зеркало. Если хочешь лучшее, тебе нужно прибавить денег и заплатить вдвое больше!»

«Сколько скажешь, — отозвался ребенок, — вот деньги».

Отвел его продавец в заднюю комнату, поставил перед раковиной и умыл ему лицо. Нагнул его, помыл голову, принес рассческу и причесал ему волосы. Затем они вернулись к прилавку магазина, и продавец принес ему зеркало дешевле предыдущего. Глаза ребенка засияли, когда он взглянул в него: «Вот это и вправду прекрасное зеркало. Оно действительно стоит всей цены, которую ты требуешь».

Все, кто читает, отлично понимают, как глуп был этот мальчик. Он думал, что вся причина в зеркале, тогда как на самом деле изменился он сам. Зеркало всего лишь отражало то, что перед ним находилось.

Об этом и говорит Писание (Теилим 121:5): «Б-г — тень твоя рядом с правой рукой твоей». Как тень перемещается в соответствии с движениями человека, так и Б-г постанавливает и утверждает правосудие над нами в зависимости от того, как мы себя ведем и что делаем. Если наш духовный образ будет «умытым» и чистым от грехов, то и божественное провидение в отношении нас станет соответствующим (Оцротейну).

За что был высказан упрек?

«А человеку сказал: за то, что послушался голоса жены твоей» (3:17). Б-г порицал Адама за грех с древом познания. Это был грех, принесший в мир смерть и повлекший изгнание человека из райского сада. Теперь ему предстояло в поте лица есть хлеб, выращенный из земли, которая давала лишь сорняки и колючки. Короче говоря, это был грех, приведший тьму и мрак. Упрекая за него человека, Б-г начал Свою речь со слов: «За то, что послушался ты голоса жены своей…»

Саба из Кельма удивлялся: ведь грех заключался в том, что человек вкусил от древа познания. Почему же упрек ему был высказан за то, что он послушался голоса жены? Он ответил на это следующее.

Верно, грех был связан с плодом дерева. Но это событие уже произошло и осталось позади. Основной упрек никогда не касается прошлого, «не плачут над разлитым молоком». Упрек высказывается со взглядом в будущее — что сделать, чтобы подобное событие не повторилось снова? Всевышний обратил внимание Адама на факт, что причина греха все еще остается — это голос жены, и кто знает, к чему она приведет его в дальнейшем?..

После такого ответа у нашего учителя рава Йеуды Цадки возник еще более серьезный вопрос. Разве это не заповедь — слушаться жену, доставляя ей тем самым радость и счастье? Наши мудрецы требуют от мужа уважать жену больше, чем самого себя (Евамот 62 б).

Далее он отвечает: верно, «жену муж радует» (Рош а-Шана 6 б). Но когда она хотела накормить Адама плодом от древа познания и решительно заявила, что лишь в этом случае она будет счастлива, Адам должен был подумать: «Разве это не духовная близорукость, разве не иллюзия, которая скоро рассеется?» Он съел плод, но где счастье? Рай потерян, в мир пришла смерть, работа и труд, заботы и страдания.

Отказавшись от плода, он, возможно, доставил бы Хаве минутную неприятность, но сохранил бы для нее вечное счастье.

В этом-то и все дело. Иногда один из супругов видит лишь на ближайшее будущее. Например, жена говорит мужу: «Если пойдешь на урок по Торе, мне одной здесь будет скучно». Это верно, если говорить о коротких мгновениях, но обязанность человека — думать о последствиях, смотреть далеко вперед. Урок Торы возвысит внутренний мир мужа, и это прольет свет на весь дом, на жену и детей. Свет воссияет в обоих мирах! Мы должны делать расчеты на отдаленное будущее, и это верно во всех областях жизни. Так нужно вести домашнее хозяйство, и так нужно планировать всю жизнь (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Для моего супруга жена — это домработница, оказывающая интимные услуги...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как достичь успеха в карьере, не теряя связь с семьей и с собой?

11 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Нужно ли после развода сделать «работу над ошибками»?

9 декабря, отвечает Гитель Итахов

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Избранные комментарии на недельную главу Ваишлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Не стать рабом Эсава. Ваишлах

«Оцарот»

Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Всегда нужно провожать человека. Ваишлах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?