«И исповедуются в своем грехе» (26:40). В самом признании греха и исповеди уже есть нечто такое, что помогает оправдать человека. Знающий, что поступил неправильно, и признающийся в этом успокаивает гнев и приготавливает себя к прощению и настоящему искуплению.
Припоминаю случай, — рассказывал гаон раби Менахем Цви Берлин, глава ешивы «Рабейну Хаим Озер», — произошедший в районе Ахва в Иерусалиме. Из него можно понять, насколько драгоценно признание греха.
Эти события происходили в период, когда поставка продуктов была ограничена, и народ «живущий в Ционе» терпел нелегкие дни. Большие, благословенные детьми семьи получали мясо всего раз в месяц, а то и еще реже. Но участь одной иерусалимской семьи была лучше — она получала посылки с мясными продуктами от одного американского еврея, решившего поддержать ее.
И вот настал день, когда эта семья получила письмо от своего благодетеля, в котором он сообщал о своем решении переехать в Израиль. Мать семейства поспешила встретить этого господина почетной трапезой, чтобы выразить свою благодарность за помощь на протяжении лет. В день его приезда она достала самую красивую посуду, положила на стол цветную скатерть и приготовила самую вкусную еду.
За два или три часа до того, как их благодетель должен был прибыть в Иерусалим, стол был накрыт и приготовлен со всей торжественностью, как подобало для почтенного гостя. Зная своих детей, хозяйка закрыла дверь в комнату, чтобы никто из них не вошел туда и не причинил вреда.
Один из маленьких детей, бывший особенно любопытным, захотел проникнуть в комнату и поближе рассмотреть роскошный стол. Все-таки не каждый день устраивали такое событие в Иерусалиме в те дни…
Ребенок подождал, пока его мать уйдет из дома на несколько минут, и воспользовался моментом. Он сумел пробраться в комнату, покрутился возле стола, посмотрел на посуду и решил, что пора уходить. Но тут его цицит зацепился за скатерть, свисавшую со стола. Ребенок этого не заметил и продолжал идти, потащив за собой все, что было на столе. Посуда упала на пол и разбилась, и все красивые приготовления пошли насмарку.
Мама, уже успевшая вернуться домой, услышала грохот от разбиения посуды и содрогнулась. Что было сил она кинулась в комнату и увидела, какой «подарок» приготовил ей младший сынок. Он все еще оставался рядом со столом, потрясенный, как и его мать.
Увидев лицо матери, он выскользнул из дома и побежал, а она пустилась за ним.
И так бежали они из переулка в переулок, пока прохожие смотрели на это странное зрелище. В какой-то момент ребенок обернулся и увидел, что мать уже почти настигла его. Еще немного, и она схватит его и задаст хорошую взбучку.
Поняв, что беды не миновать, он на мгновение остановился, повернулся навстречу матери и сказал: «Мама, я согрешил. Я сожалею и обещаю, что больше такого не повторю. Прости меня».
Что же сделала мама, услышав такое?
Вместо того, чтобы врезать ему ремня за весь причиненный ущерб, она обняла его за шею и принялась целовать! И всякий, кто видел эту сцену, — заканчивает гаон раби Менахем Цви Берлин, — извлек из этого урок о силе исповеди и признания греха (Бархи Нафши).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?