В предисловии к книге «Хохма у-Мусар» раби Авраама Антави, вышедшей в 1850 году, приводится свидетельство гаона раби Йосефа Едида а-Леви. Он говорит о том, что в городе Цфате в то время жил уважаемый человек, который трудился над изучением Торы в бедности. Каждый раз в праздник Шавуот он вставал перед общиной и показывал всем свою правую руку, которая была слегка искривлена, а затем рассказывал свою историю.
В молодости он был легкомысленным и гордым. Он возглавлял бандитскую шайку, и его имя имело плохую репутацию. Его звали Абу-Шход из Ашты.
Однажды он сидел со своими друзьями и говорил непристойное, а мимо проходил почтенный рав общины Арам Цова — гаон раби Авраам Антави.
Рав услышал его насмешки и стал упрекать его: «Что за позор! И как тебе не стыдно сквернословить и очернять свою душу?»
После того, как эти слова прозвучали, рав двинулся дальше, а товарищи принялись насмехаться над своим вожаком: «Великий Абу-Шход онемел и потерял дар речи из-за упреков рава…»
Абу-Шход разозлился и поклялся, что отомстит раву, задевшему его честь.
Такая возможность предоставилась ему накануне праздника Шавуот. Трудно описать все духовные приготовления святого гаона к дню получения Торы. Накануне праздника он взял корзину и пошел на рынок, чтобы сделать покупки к святому дню. Как известно, закон гласит, что лучше самому выполнить эту заповедь, чем сделать это через посланника. Рав проходил между прилавками и выбирал фрукты и овощи, а бандит подстерегал его за углом. И когда рав проходил мимо, тот протянул руку, чтобы ударить его кинжалом, но…
Его рука отсохла!
Он попытался двинуть ей, но не сумел. Тем временем рав прошел, даже не заметив случившегося.
Бандит старался изо всех сил, пытался подвинуть руку второй здоровой рукой, но все было бесполезно. У него не оставалось выбора, кроме как с позором предстать перед равом. Его рука была парализована, и пальцы застыли вокруг рукоятки кинжала. С трепетом и стыдом он стал просить прощения.
«А ты что, думал, что моя жизнь отдана в твое распоряжение?» — спросил рав.
Но вместо ответа были слышны лишь стоны.
Рав подошел, нежно взял его за парализованную руку и с легкостью стал двигать ею. Рука вернулась в нормальное состояние, но осталась слегка искривленной, а кинжал упал на землю.
«И что теперь?» — спросил его рав.
Абу-Шход полностью раскаялся в грехах и принял решение вернуться к Б-гу. Он отошел от дурной компании и вошел в ряды последователей рава, изучающих Тору. Позже он переехал в Цфат и там проводил время в «шатрах Торы».
Каждый раз в Шавуот он повторял свой рассказ. Для него уже много лет это был настоящий день получения Торы (Майян а-Моэд).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его