Темы: Гитель Итахов, Лех Леха
Когда евреи находились под властью Римской империи, то часто страдали от жестоких указов. Мудрецы собрались вместе, чтобы решить, как задобрить императора.
— Нужно сделать императору дорогой подарок, — сказал один из мудрецов.
— Что мы можем послать? — спросил другой.
— Император любит украшения. Следует ему подарить драгоценные камни, серебро и золото.
Они собрали целый сундук драгоценностей. Но кто доставит его императору? В те времена путешествовать было опасно. Путь был далеким и трудным. Могли напасть разбойники и все украсть. Выбор упал на Нахума Иш Гамзу. Его так называли, потому что он всегда повторял «гам зу летова», «и это к лучшему». Он был большим праведником, и ради него Всевышний часто творил чудеса.
— Я не боюсь ни тяжелой дороги, ни разбойников, — сказал Нахум Иш Гамзу. — Я полагаюсь на Б—га и верю, что со мной ничего плохого не случится.
С тяжелым сундуком Нахум Иш Гамзу отправился в путь, а по дороге все время учил Тору. Он остановился переночевать в одной гостинице. Хозяин гостиницы заметил огромный сундук и подумал: «Наверняка там лежат драгоценности. Нужно проверить».
Нахум Иш Гамзу поужинал, поблагодарил Б—га за то, что Он дает пропитание всем Своим Творения, и спокойно лег спать. Глубокой ночью хозяин гостиницы пробрался в комнату своего постояльца, украл ключи, открыл сундук. У него выкатились глаза при виде несметного богатства. Он тут же решил взять все драгоценности себе, а в сундук насыпал землю со своего двора.
После утренней молитвы Нахум Иш Гамзу собрался в путь. «Что—то сундук стал какой—то легкий, — подумал он. — Дай посмотрю, все ли на месте». Нахум Иш Гамзу открыл крышку, но вместо драгоценностей увидел землю. «Что ж, и это к лучшему» — сказал он сам себе и поехал, как ни в чем не бывало.
После долгих дней пути, наконец—то прибыл Нахум Иш Гамзу во дворец. Императору доложили, что пришел еврей и хочет сделать ему подарок.
— Проводите его ко мне, — приказал император. — Посмотрим, чем евреи хотят меня удивить.
Когда Нахум Иш Гамзу открыл сундук, император ахнул:
— Это мой подарок? Грязь? Так евреи чтут своего императора? Теперь я знаю, что вы замышляете против нас, и за это будете наказаны. Немедленно заточить этого негодяя в тюрьму!
Нахум Иш Гамзу сказал:
— И это к лучшему. — Даже в темнице он продолжал молиться Всевышнему и учить Тору.
Ночью императору явился Элиягу Анави в лице одного из полководцев:
— Не может быть, чтобы евреи послали в подарок обычную землю. Наверняка это та же земля, которую использовал их праотец Авраам в войне против четырех царей. Если бросить ее на врага, то она превратится в копья и стрелы.
— Надо будет проверить, — сказал император, пробудившись.
В то время римские войска пытались завоевать один город. Долгое время они не могли одержать победу. Император послал своему полководцу землю, которую привез Нахум Иш Гамзу, и случилось чудо. Песок превратился в копья и стрелы, и враг был побежден.
Император очень обрадовался, велел освободить Нахума Иш Гамзу и сказал ему:
— Теперь я знаю, что евреи на самом деле желают нам добра. Ты сделал мне большой подарок, и за это я тебя щедро вознагражу. Принесите ему два сундука и наполните их драгоценностями из моей казны, — велел он слугам.
— И это к лучшему, — сказал Нахум Иш Гамзу и отправился домой.
По дороге он остановился на ночлег в той же гостинице. Хозяин очень удивился, что тот возвращается с еще большим богатством, и расспросил, что к чему. Тут же он решил наполнить десять сундуков такой же землей и отвезти императору.
— Вот волшебная земля, которую привез недавно еврей. Она с моего двора.
Император обрадовался и немедленно послал своим войскам. Но на этот раз чуда не произошло. Земля только засорила глаза солдатам, и враги напали на них и победили.
Император сильно разгневался и приказал казнить обманщика.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ