Рав Пинхас из Корца был одним из праведников своего поколения. Он проводил дни и ночи в Доме Учения. Долгое время никто не подозревал, что он — не обычный еврей, а большой мудрец. Но когда люди это поняли, они начали приходить к нему домой с вопросами и за благословением. Рав Пинхас встречал всех приветливо, терпеливо выслушивал и давал советы. Он был рад, что помогает людям, но в душе жаждал только сидеть и учиться. Но как отказать евреям, которые приходят к нему за помощью?
Однажды он решился помолиться Всевышнему, чтобы люди перестали к нему приходить. Пусть даже все его будут презирать, главное — чтобы он мог учиться без помех. Б-г внял его просьбе, и так и произошло. Люди не только перестали к нему ходить — они перестали даже здороваться с ним при встрече. Раву Пинхасу только это и было нужно. Он вернулся к учению, как прежде.
Но вот наступил месяц Тишрей. Прошли Рош а-Шана и Йом-Кипур, и осталось только четыре дня до Суккота. Раньше ученики ешивы и горожане бежали наперегонки, чтобы помочь раву Пинхасу построить сукку. А в этом году никто не явился. Никто даже и не подумал, что раву Пинхасу нужна помощь.
Сам рав Пинхас не умел строить, потому что все свое время проводил в изучении Торы. У него даже не было необходимых инструментов. В конце концов он нанял нееврея, но никто не хотел одолжить ему пилу и молоток. С большим трудом, за несколько часов до праздника, сукка была наконец-то построена. Реббецин зажгла в сукке праздничные свечи, а рав Пинхас поспешил в синагогу.
В те времена все, кому нужно было где-то провести праздник, становились у выхода из синагоги и ждали, чтобы кто-нибудь их пригласил к себе. Рав Пинхас тоже хотел пригласить к себе гостей, но ни один из местных бедняков или приезжих не захотел пойти с ним. Такой сильной была неприязнь к раву Пинхасу, что даже незнакомые люди не хотели находиться рядом с ним.
Он медленно направился домой без единого гостя. Перед трапезой он начал произносить приглашение для Ушпизин — Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида — которые посещают сукку каждую ночь праздника. Рав Пинхас был настолько большим праведником, что мог видеть Ушпизин воочию. Но тут он заметил, что праотец Авраам стоит при входе в сукку, но не заходит.
— Авраам-авину, — взмолился рав Пинхас. — Почему даже ты не заходишь ко мне?
Авраам-авину ему ответил:
— Я всю жизнь принимал у себя гостей, потому что хотел выполнять волю Всевышнего. Я не думал о себе, а только о других. А ты думаешь только о себе. Поэтому к тебе никто не пришел. И я тоже не зайду.
Рав Пинхас упал духом. Он понял, что самое главное — это помогать другим. Он начал молиться, чтобы опять найти милость в глазах людей. Пусть они приходят за помощью — он никому больше не будет отказывать. Вскоре в дом рава Пинхаса устремились люди, жаждущие совета и благословения праведника. С тех пор в его доме всегда было шумно от гостей.
По мотивам книги «The Unpopular Tzaddik».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.