«В муках будешь рожать детей» (3:16). Одним из следствий греха с древом познания было наказание: «В муках будешь рожать детей». Мудрецы толковали (Эрувин 100 б), что это означает страдание во время беременности и родов, а также тяготы, связанные с уходом за детьми. Но в нашем поколении наступил долгожданный поворот: курсы по подготовке к родам, эпидуральная анестезия, обезболивающие уколы. Естественно, любые меры, приносящие облегчение, приветствуются. Ясно также, что всем управляют с Небес. Возникает вопрос: если Тора вечна, а древний грех еще не исправлен, откуда взялось это спасение от страданий при родах и различные вспомогательные средства, облегчающие уход за детьми?
Все ответы заключены в словах наших мудрецов. Рав Х. Й. Азулай уже указывал на Мидраш (Берешит Раба 36:1), где говорится, что женщины в поколении потопа рожали детей без всяких страданий, и дети их были уже взрослыми при рождении, поэтому и трудиться над их выращиванием не приходилось. Он спрашивает: в таком поколении, грешном и извращенном, недостойном снятия проклятия, как смогли они получить этот дар?
На это он дает блестящий ответ: «Хотя им сопутствовал успех в рождении и росте детей, страдание настигло их с другой стороны — дети были сильными и упрямыми» (Петах Эйнаим, Эрувин 100 б).
Эти слова привлекают внимание и очень актуальны для нашего поколения. Не случайно Всевышний в Своем милосердии облегчил страдания от родов и помогает заботиться о детях в нашем поколении — есть памперсы, стиральные машины, детские коляски, соски и бутылки, лекарства от всех детских болезней. Но дети-то «сильные и упрямые», и это самое страшное!
В поколении перед приходом Машиаха, когда «дерзость преумножается», подростки оскорбляют старцев, дочь восстает против матери, а сын не стыдится отца (см. конец трактата Сота). Нужно ли еще отягощать людей страданиями от родов?
Когда молодежь противится родителям и учителям, пренебрегает установлениями и заповедями, когда она высокомерна и пуста — есть ли большее страдание для любящих и преданных родителей?
Когда дети «сильные и упрямые», неудивительно, что общая система образования вынуждена организовывать бесполезную пропаганду против наркотиков. Десятки тысяч молодых людей находятся под надзором полиции, а в школах творятся страшные акты насилия.
Из таких жестоких детей вырастают молодые люди, склонные к насилию, и образуется жестокое общество, которое разрушает закон и порядок. И как хорошо, что у нас есть другая альтернатива — отправить детей в систему, в которой они получают воспитание по Торе, в которой нет насилия и разрушения устоев.
Счастливы родители, которые поймут своевременно, как важно это сделать. Они спасут своих сыновей и дочерей и воспитают их на славу, сделав счастливыми до конца дней (Майян а-Шавуа).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.