Приведем историю гаона раби Авраама Коэна из Туниса. Речь идет о торговце, который хотел пересечь границу вместе со своим дорогим товаром и сэкономить на пошлинах. Он встал перед охраняющими границу и авторитетно заявил: «В этих ящиках содержится товар для царя. Я его посланник, а слуги царя свободны от пошлин».
Пограничники были смущены. Такое не каждый день происходит. Они пошли и позвали начальство. Пришел начальник, выслушал и одобрил: «Все верно и правильно! Слуги царя свободны от уплаты пошлин. И не только за товары для царя, но и за все свои грузы».
Лицо торговца засияло.
«Однако, — приказал начальник охране, — откройте ящики, и посмотрим, действительно ли в них товары для царя».
Открыли они ящики и обнаружили, что они набиты совершенно иными товарами. Начальник приказал конфисковать их в виду нарушения закона о ввозе и вернуть, только если уплатят двойную пошлину. Самого торговца тоже взяли под стражу за то, что притворялся слугой царя, за попытку злоупотреблять царским именем, прикрывая свои преступления.
Отсюда можно кое-что выучить, — сказал раби Авраам Коэн. Сегодня мы будем молиться нашему Творцу перед наступлением нового года. Будем умолять Обитающего в высотах, чтобы настал год сытости и благословения, хорошей жизни и здоровья. Иными словами, мы хотим перевезти «телеги», до краев набитые всякими благами. Одна лишь беда — нет у нас «денег на пошлину», достаточных для всех этих благ, — не хватает Торы, заповедей и добрых поступков. Что же нам теперь делать? Есть решение! Мы просим: «Сделай это ради детей невинных, изучающих Тору». Мы ведь всего лишь слуги Царя, посланные воспитывать Его детей согласно Его воле. А слуга царя без всяких пошлин перевозит все свои вещи!
Действительно, у нас есть миссия: «И повторяй их детям своим», «И сообщай о них детям своим». Кто занимается этим, тот привлекает к себе милость Б-жью и Его любовь, как написано: «Ибо познал Я его (полюбил), чтобы он заповедал своим потомкам и своему дому после себя, и чтобы они соблюдали путь Б-га, творя справедливость и правосудие» (Берешит 18:19).
Все это верно. Но тогда нас попросят «открыть ящик» — доказать, что мы действительно послали сыновей и дочерей в школы, где учат Тору и где дети будут воспитаны согласно традиции поколений для познания Творца. Придется доказать, что и дома мы создали для них атмосферу Торы, наполненную духовными ценностями, насыщенную верой и добродетелями, учебой и исполнением заповедей.
Счастлив тот, кто докажет, что действительно является слугой Царя — кто воспитывает детей согласно традиции отцов по воле Творца. Он вправе перевезти все вещи с легкостью и удостоиться хорошего и счастливого года, с исполнением всех желаний. Амен!
Но кто всего этого не сделал, с каким лицом он будет стоять и какой ответ получит?
Впрочем, мгновенное решение изменить свой путь и направление поможет перевернуть ситуацию и заслужить хороший и счастливый год, в котором исполнятся все пожелания сердца (Майян а-Шавуа).
Трубление в шофар — «проснитесь спящие!»
Написал Рамбам (Илхот Тшува 3:4): «Хотя трубление в шофар в Рош а-Шана установлено Писанием, есть в этом намек: пробудитесь, спящие, от вашего сна и, дремлющие, выйдите из дремоты своей. Проверьте свои поступки и совершите раскаяние, вспомните Творца. Это обращено к тем, кто забывает истину в мирской суете и весь год проводит в пустоте и тщете, которая не поможет и не спасет. Взгляните на свои души и исправьте свои пути и поступки. Пусть каждый оставит свой дурной путь и помысел недобрый».
Это открывает нам потрясающую новость! Говорит рав Галинский:
Мы исследуем открытия Рамбама в законах — как он освещает новым светом разделы Талмуда. Мы порясены его глубиной, прямотой, гениальностью. А здесь мы видим у Рамбама нечто такое, что касается лично нас, всей нашей жизни, и при этом остаемся равнодушными.
Пробудитесь! Вы заметили, что Рамбам пишет? Все, кто ошибался и забуждался, кто грешил и совершал преступления, опустился в самый низ, сделал все это по причин сна, поскольку погрузился в спячку. Все, что ему надо сделать, — проснуться, пробудиться и придти в себя. Больше ничего!
Действительно, Гмара (Сота 3 а) говорит об этом прямым текстом, опираясь на Писание: «Человек не совершает греха, пока не войдет в него дух глупости, как сказано: Каждый человек, когда совратится жена его…»
Рав из Поневежа как-то раз сказал мне: «Раби Яаков, задам тебе один вопрос. Человек спит и видит, будто идет по дремучему лесу. Смеркается, и вот уже слышен рев львов, рык медведей и вой волков. Звуки приближаются, а он стоит и дрожит. Он видит вокруг себя кольцо из желтых глаз, наводящих ужас. Он трясется от страха, покрывается потом, кричит о помощи. Как можно помочь ему, как его спасти?»
Кто знает рава из Поневежа, кто слышал его увлекательные речи, и как он оживил этот сон, тот поймет, какая дрожь охватила меня, какие страх и волнение.
А он улыбнулся и говорит: «Нужно просто разбудить его!»
Тогда он увидит, что все это иллюзия. Весь мир, какой он принимал за живую реальность, растворяется и исчезает.
А что сказать тому, кто весь год погружен в сон? Пусть проснется хотя бы во время трубления в шофар! (Веигадта)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его