«И будешь голодать» (8:3). Насколько важно для нас оправдывать других, мы можем выучить из истории, случившейся с раби Моше Ойербахом, который приехал из Германии и основал первую религиозную школу в Петах Тикве.
Рав Ойербах был выдающимся мудрецом Торы и воспитателем, так что некоторые даже называли его «немецкий Хафец Хаим». В период, когда он уже жил в Петах Тикве, разразилась война между Израилем и соседними арабскими странами, и во многих местах был тяжелый голод.
Я и сам, — рассказывает рав Ицхак Зильберштейн, — помню, как в период моей учебы в «Эц Хаим» мы почти не ели и большую часть дня были очень голодными. Кроме маленького куска хлеба, который нам раздавали во время перерыва, никакой сытной пищи к нам не попадало.
В ешиве рава Ойербаха тоже было принято давать каждому ученику во время перерыва маленький кусок хлеба. Там был один ученик, который каждый раз, получая свой кусок, вел себя очень странно. Он выходил во двор и бросал его через забор.
Его товарищи сильно удивлялись этому. Кроме запрета бросать хлеб как такового, как возможно, чтобы ребенок не был голоден в это военное время? Они выразили ему свое удивление, но он не обращал внимания и продолжал свой странный обычай.
Когда друзья увидели, что их слова не доходят до него, они обратились к директору, раву Ойербаху, и рассказали ему о непонятном поведении ученика, попросив вмешаться в ситуацию. Директор и сам был в недоумении и попробовал обратиться к ученику. Но к огромному изумлению тот словно уши закрыл и продолжал бросать куски хлеба за забор.
Дело дошло до того, что директор позвал этого ученика в свой кабинет и сказал ему, что если тот сделает так еще раз, его прогонят из школы. Теперь-то уж все были уверены, что он будет вынужден прекратить свое странное поведение.
Однако, этого не произошло. На следующий день он снова бросил кусок хлеба. Тогда директору пришлось сообщить ему, что его исключают из школы.
И вот, приходит отец этого ученика в кабинет директора со слезами на щеках и рассказывает ему всю правду: «У нас дома тоже тяжелый голод, и каждый ребенок ежедневно получает кусок хлеба, — говорит отец, — Одному из моих маленьких детей не хватает того, что он получает, и поскольку голод мучает его, он плачет без остановки.
У его старшего брата, который учится в вашей в школе, пробудилось милосердие, и он решил давать ему каждый день своей кусок. Он договорился с младшим братом, чтобы тот ежедневно стоял за забором школы в назначенный час, когда раздают хлеб. И тогда старший брат бросит ему кусок. Так они и поступали изо дня в день».
Рав Ойербах, услышав эти слова, содрогнулся и заплакал. После этого он выступил с речью перед учителями в школе и говорил об обязанности оправдывать других, возложенной на каждого еврея, а особенно на воспитателей. Хотя никто не был способен и подумать о таком варианте, что ребенок будет бросать хлеб, чтобы накормить своего младшего брата, все же, — продолжил директор, — мы должны были разбораться во всем, как следует (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский