Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не бывает малых и больших чудес, вся наша жизнь является сплошным чудом. История о водителе и соладте.

«И проглотил посох Аарона их посохи» (7:12). Один еврей приехал в Иерусалим по своим делам. Он был за рулем большой пустой машины. На тремпиаде он увидел солдата. Рюкзак за спиной, оружие на плече, в полном обмундировании и с сумкой, сгибается под своей ношей. Тот остановил его: «Куда едите?»

«В Иерусалим», — прозвучал ответ.

Солдат сел в машину со словами благодарности и разместился на заднем сиденье. Машина двинулась дальше. Через несколько минут водитель посмотрел в зеркало и увидел, что солдат сидит, весь сгорбленный: оружие на плече мешает ему, рюкзак его по-прежнему на спине, а сумка на коленях.

Водитель говорит ему: «Чувствуй себя свободно. Отложи оружие в сторону, сними рюкзак, а сумку положи сбоку». Но солдат улыбнулся смущенно и сказал: «Ничего, я лучше продолжу нести их. Не хочу загружать машину».

Смешно, не так ли? Но в то же время это наводит на размышления. В каком-то смысле нам знаком этот солдат. Мы и сами в определенной степени ведем себя, как он. О чем идет речь? Прежде всего, может быть, стоит поразмышлять над одной фразой из нашей главы.

Моше и Аарон предстают перед фараоном, и от них требуют явить чудо и знамение. Аарон бросает посох, и тот превращается в змею. Но фараон смеется: «Вы пришли, чтобы соревноваться со мной в колдовстве?» Он зовет магов, и те задействуют свои чары. Каждый маг бросает посох, и вот уже весь пол внезапно кишит змеями. И тогда происходит странное явление: «И проглотил посох Аарона их посохи».

Здесь стоит отметить, что во всех совершенных чудесах есть определенный символизм, и из каждого нужно выучить свой урок.

В Гмаре (Шаббат 97 а) уточняют, что не случайно написано: «И проглотил посох Аарона их посохи», а не «змея Аарона их змей». Это значит, что змея вновь превратилась в посох и тогда уже проглотила посохи магов. Гмара называет это «чудом внутри чуда».

Возникает вопрос: зачем Всевышний совершил здесь одно чудо в другом? Рав Авраам Ибн Эзра, кажется, отвечает на это тонким намеком, что характерно для него: «Это чудо, что посох Аарона проглотил посохи магов. Рав Ишайя сказал, что он проглотил их после того, как снова стал сухим деревом. Большое чудо».

Что Ибн Эзра хотел этим сказать?

Давайте поразмышляем: посох превращается в змею и проглатывает другие посохи — это чудо. Но сказать, что змея превращается обратно в посох и в таком виде проглатывает другие посохи — это уже совсем странно, или, как говорит мидраш, «большое чудо». А что такое «малое чудо» нам разве понятно? Существует ли разница между большим и малым чудом?

Но так люди обычно классифицируют чудеса. Они «устанавливают», какое чудо «логично», а какое непостижимо. Не задумываются они, что по самой своей сути чудо выше всякого понимания. Такова природа человека, и мы уже встречаемся с этим в поколении пустыни, «поколении знания». Они видели десять наказаний египтян и пережили рассечение Тростникового моря, видели, как вода бьет ключом из скалы. Но при этом «роптали на Всесильного, говоря: может ли Б-г приготовить стол в пустыне? Ударил по скале, и потекла вода — сможет ли и хлеб подать?» (Теилим 78:19—20).

Нам стоит задуматься и проверить себя, разве мы не такие же? Мы верим, что Всевышний питает весь мир Своей добротой, и благодарим Его за чудеса, происходящие с нами каждый день. Знаем, что в Его руках жизнь и здоровье, счастье и богатство. И тем не менее некоторые спрашивают: «Сможет ли Он и хлеб подать?» Они словно стараются «помочь» Ему давать им пропитание и не всегда делают это подобающим образом. Разве они не похожи на того солдата, который сидит со своей экипировкой и не хочет «загружать» машину, продолжая нести вещи на плече?

Нам надлежит уже понять, что не бывает больших и маленьких чудес. Вся наша жизнь — это «чудо внутри чуда». Кто полагается на Всевышнего на девяносто процентов, может положиться на Него и на все сто (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.