Темы: Судья, Толдот, Оцарот, Заслуги праотцов, Рассказы
«И исполню клятву, которую Я дал твоему отцу Аврааму» (26:3). Тора рассказывает нам об обещаниях, которые Б-г дал Ицхаку: «Живи в этой земле, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и твоему потомству Я дам все эти земли». Но все эти обещания были даны Ицхаку лишь в заслугу его отца Авраама, как сказано: «И исполню клятву, которую Я дал твоему отцу Аврааму», «поскольку слушался Авраам Моего голоса».
На первый взгляд непонятно, — спрашивает наш учитель рав И. Ш. Элияшев, — почему нельзя было дать Ицхаку все эти обещания в виду его собственных заслуг?
Почему Ицхак опирается на заслуги Авраама и не получает обещания за свои заслуги?
Сфорно объясняет, что до тех пор, пока Ицхак не построил жертвенник и не воззвал при этом к Имени Б-га, он еще не возвестил о Его царстве в мире так, как это сделал его отец Авраам. Лишь сделав это, как написано: «И построил там жертвенник, и воззвал к Имени Б-га», он был благословлен в силу собственных заслуг.
Все это поразительно. Пока Ицхак, один из трех праотцов, на заслуги которых мы опираемся, не воззвал к Имени Б-га, считалось, будто у него нет заслуг. И это несмотря на то, что у него была на то причина, поскольку наш праотец Авраам уже возвестил о Б-жьем Имени в мире. Отсюда можно выучить, как велики заслуги и награда того, кто распространяет знание о царстве Б-га в мире. А потому и мы расскажем историю для укрепления веры.
В одной из больших ортодоксальных еврейских общин в Америке произошел случай, вызывавший потрясение у каждого, до чьих ушей доходило известие о нем. Эта история способна научить нас простым вещам, которые все знают, но иногда не переживают на опыте — есть суд и есть Судья, и человек не может делать в мире все, что ему захочется.
Речь идет об одном из известных богачей в той общине, всеми любимом и приятном человеке, который тратил большие деньги на благотворительность и поддерживал ешивы и другие учреждения, где изучали Тору. Каждый, кто проходил рядом с его роскошной виллой, чувствовал себя маленьким — не только из-за ее невероятного богатства, но главным образом из-за деятельности, направленной на помощь другим, которая велась оттуда в течение всего года. Это также было причиной того, что этот человек был любим среди всех членов местной общины.
И вот, однажды в ночь шаббата из виллы внезапно послышались отчаянные вопли. В кратчайшее время туда прибыла скорая помощь. Весь район был взбудоражен, пока не выяснилось, что одиннадцатилетняя дочь богача неожиданно упала, без всякой причины потеряла сознание и срочно была увезена в больницу.
Врачи пытались вернуть ее в сознание и восстановить ее прежнее состояние, но напрасно. Девочка не очнулась, а ее состояние стало еще тяжелее. Главное чудо заключалось в том, что после всесторонних проверок ничего не обнаружилось. Медицинские данные были полностью верны, из-за чего загадка выглядела еще непонятнее.
В течение полугода девочка оставалась в тяжелом состоянии. Семья, вызывавшая восхищение, в миг превратилась в вызывающую жалость. Все сочувствовали несчастным родителям, которые были вынуждены дни и ночи просиживать у постели их дочери, лежавшей молча и неподвижно.
Спустя полгода наступило улучшение в состоянии девочки, и постепенно она вернулась в норму, пока не выздоровела окончательно.
Это событие казалось удивительным всей общине. Люди почувствовали, что этот богач был за что-то наказан, но естественно никто не знал, за что и почему.
Один из жителей того места, рав Нота Шломо Зильбер, решил выяснить причину этого происшествия. Он обратился к самому отцу и спросил, не знает ли он, за что пришла к нему эта большая беда.
Отец, к великому удивлению, не отрицал и не скрывал ничего. Он-то уж точно знал, из-за чего была причинена ему такая большая душевная боль. Он рассказал раву Зильберу о позорном событии, которое произошло у него в бизнесе с одним из партнеров.
После некоторого периода, пока оба они работали вместе, между ними вспыхнула ссора, и пути их разошлись. Но в отличие от других подобных случаев их ссора продолжилась и после расставания и разрыва деловых отношений.
Богач рассказал, что дело дошло до того, что когда его бывший партнер покупал определенный продукт, чтобы продавать его, он и сам покупал тот же продукт в большом количестве и выставлял на продажу по очень низким ценам, ниже его себестоимости, только чтобы повлиять на рыночную ситуацию и привести своего бывшего напарника к убыткам.
Это соперничество продолжалось долгое время, и ссоры разгорались жарким пламенем.
Однажды появился один еврей, который хотел стать посредником между враждующими и сумел устроить им встречу, чтобы примить их друг с другом. На этой встрече, — рассказывает богач, — ко мне обратился мой бывший партнер и спросил меня, как мне хватает наглости делать такое и причинять ему убытки. «Разве ты не веришь, что есть суд и есть Судья, и что в конце ты будешь наказан за все это?» — спросил он.
А я ответил ему с большим легкомыслием: «Бизнес — это свободный мир, и каждый делает в нем, что хочет…»
Стиль этого ответа, если кто не знает, вполне соответствует особенностям американской жизни.
Мой партнер, сидящий напротив, услышал мои слова и сказал тихо, словно разговаривая сам с собой: «У этого мира есть Хозяин. Если кто думает, что в бизнесе можно делать все, что угодно, он горько ошибается».
Эти слова моего бывшего напарника еще больше меня разозлили. В дерзкой манере я сказал ему: «Не учи меня, что делать, и не читай мне мораль».
А партнер, которому я так портил жизнь, снова тихо процедил сквозь зубы: «И я вправду ничему не буду тебя учить. Б-г научит тебя, что есть суд и Судья!» И к этому он уже ничего не добавил.
Эта встреча произошла утром в пятницу. А ночью в шаббат упала без сознания дочь нашего предпринимателя, и скорая помощь срочно увезла ее в больницу. Там она лежала более шести месяцев в очень тяжелом состоянии.
И так эти события стали известны.
Счастлив человек, по-настоящему знающий, что есть суд и Судья. Счастлив, кто знает, что нельзя делать все, что хочется. Кто верит в это и ведет себя согласно этой истине, у того вся жизнь выглядит по-другому. Он не станет никому вредить и создавать проблемы, зная, что все это может вернуться обратно к нему и поразить его. (Бархи Нафши)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский