«И сказал ему: где ты?» (3:9). Когда Всевышний упрекнул Адама, вкусившего от плодов древа познания добра и зла, тот переложил вину на Хаву. Всевышний обратился к Хаве с аналогичным упреком. Женщина обвинила Змея, который сбил ее с прямого пути. Но самого Змея Б-г уже не спрашивал, Он сразу наказал его. Талмуд (Санхедрин 29а) поясняет: не слушают подстрекателей!
Как-то раз к раввину Галинскому подошел человек и попросил узнать, нет ли поблизости так называемого «гмаха», кассы взаимопомощи. Раввин направил его к своему приятелю. Тот выдал человеку ссуду, которую проситель обязался вернуть. Для покрытия ссуды он выдал несколько чеков. Но банк отказался выдавать деньги по этим чекам — на счету просителя не было ни шекеля!
И владелец кассы взаимопомощи, и раввин Галинский пытались найти должника. Через полгода р. Галинский случайно обнаружил его в синагоге «Ицкович» в Бней-Браке. На вопрос «Почему вы выдали чеки без обеспечения?» человек, не моргнув, ответил: «А кто просил вас давать мне ссуду?»
Именно так и действует дурное начало, «йецер а-ра». На все упреки оно отвечает: «А кто просил вас исполнять мои прихоти? Кто заставлял вас грешить?»
Дурное начало называют старым глупым царем. Это выражение — «мелех закен у-хсиль» — можно также перевести и по-другому, «царь над старыми и глупыми». Обычно пожилые люди отличаются мудростью, если не формальной, то житейской. Но дурное начало способно обхитрить даже мудреца. В Танахе немало примеров тому:200 судей поддержали бунтовщика Авшалома, Доэг и Ахитофель были мудрецами, но лишились доли в грядущем мире, Гехази был мудрецом Торы и тоже лишились доли в грядущем мире, Йеровам бен-Неват досконально разбирался в храмовом учении, Менаше и Ахав тоже были знатоками еврейской философии, но все они стали еретиками.
Список можно продолжать до бесконечности. «Глупый царь» оказывается царем глупцов, подсмеиваясь над нами: «Разве я просил вас грешить? Разве я хотел, чтобы вы бунтовали против Творца?»
Адам, Хава и Змей
«И сказал Змей женщине: не умрете» (3:4) Змей привел к тому, что Хава вкусила от древа познания добра и зла. Но где же был первый человек? Как он позволил этому случиться? Мидраш отвечает: в это время Адам спал после сытного обеда.
Тора — это не художественная литература, а учебник. Всё, указанное в ней, имеет вечную ценность. Каждый человек в духовном смысле персонифицирует Адама, Хаву и Змея одновременно. Сон Адама — это ситуация, при которой наша душа забывает о своем предназначении.
Поэтому родители не должны терять контакт с детьми — знать, с кем они дружат, в каком окружении находятся, чем занимаются в свободное время. Иногда родители в религиозных семьях концентрируются исключительно на собственном изучении Торы и исполнении заповедей. В этом они уподобляются спящему Адаму. Не спите! Самая главная заповедь — воспитание подрастающего поколения!
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?