«Помним ту рыбу, кабачки и арбузы, которые ели в Египте» (11:5). В местечке Новардок, где функционировала известная ешива, была популярна следующая притча. Ешиботник едет в телеге. О чем думают кучер, лошадь и сам пассажир?
Ответ: ученик ешивы думает о том, какие трактаты Талмуда он будет изучать в скором будущем. Он также мечтает о том, как духовно возвысится и станет более праведным человеком.
Кучер думает о заработке, который приносит ему работа. Дома его ждет семья, всех надо прокормить. Кучер надеется, что Б-г пошлет ему здоровье и пропитание.
А вот лошадь — о чем она думает? О том, что скоро день закончится, и она сможет вздремнуть на полу конюшни, предварительно полакомившись сеном. Еще она мечтает о более добром кучере, который не будет столь усердно хлестать ее кнутом.
Мораль притчи заключается в том, что чем выше в духовном смысле живое существо, тем утонченнее его мечты. Ученик ешивы стремится к знаниям, кучер — к деньгам, а лошадь — к сену и отдыху.
Кем мы хотим себя ощущать? Лошадьми или людьми?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский