«И поставили перед ним еду» (24:31) Представьте себе семейство Бетуэля в Арам-Нахараим. Роскошный дом, достаток… и постепенно стирающиеся воспоминания о родственнике Аврааме, который верил в Одного Б-га, был брошен в печь, но выжил, учил монотеизму многочисленных учеников, а затем покинул родную землю и отправился в Ханаан. С тех пор прошло шестьдесят пять лет.
Но что это, точнее, кто это? Раб Авраама Элиэзер, могучий бородатый человек, едет впереди колонны груженых драгоценностями верблюдов. Ривка получает в подарок золотые браслеты, а гость объясняет: «Мой хозяин, праведник и богач, хочет женить сына на вашей дочери».
«Ялкут Шимони» рассказывает, что гостеприимный хозяин Бетуэль… подмешал яд в еду Элиэзера, раба Авраама. Однако ангел передвинул тарелку, и отравленная пища досталась самому Бетуэлю. В связи с чем давайте зададимся вопросом: почему этот негодяй жаждал смерти Элиэзера?
Алшейх поясняет, что Бетуэль с домочадцами хотели завладеть имуществом гостя. Их расчет был прост — Элиэзер «внезапно» умрет, верблюды и драгоценности достанутся безутешным родственникам, а слуги вернутся в Ханаан, чтобы сообщить Аврааму о произошедшем. И тогда он отправит еще одного раба, с дополнительной партией драгоценностей и верблюдами. Двойной профит!
Любому из нас такой план покажется жестоким и иезуитским. Однако и в повседневной жизни есть немало ситуаций, когда вполне нормальные люди желают зла своим ближним. В Талмуде сказано (трактат «Недарим» 50а), что тот, кто не проведывает больного, проливает его кровь.
Рабби Ахай Гаон в своих респонсах пишет, что имеется в виду следующая ситуация. Еврей заболел. Его приятель, узнав об этом, решил навестить больного. Но, как говорится, лень-матушка возымела свое. «Я приду к нему вечером, нет, завтра днем, нет, послезавтра утром», — думает наш герой, а время бежит. Наконец ему сообщают, что больной выздоровел.
Лентяя бросает в пот. Как он посмотрит в глаза товарищу?! Как извинится за то, что не навещал его?! Нашему герою в глубине души хочется, чтобы больной продолжил болеть, или даже умер. Лишь бы не просить прощения, лишь бы не краснеть от стыда…
Каждый из нас должен взглянуть на себя со стороны, понять, чем он напоминает злодея Бетуэля, и избавиться от отрицательных качеств. Ведь недаром народ Израиля называют «милосердными, сыновьями милосердных, продолжателями союза Авраама».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун