В самом начале главы «Шмот» Тора рассказывает о том, как Моше защищал и увещевал евреев: «И вышел он на другой день, и вот два еврея спорят, и сказал он неправому: “Зачем тебе бить ближнего твоего?”» (Шмот 2:13)
Если не удается избежать конфликтной ситуации, лучше быть обиженным, а не обижающим. Об этом — в следующей истории.
Среди хасидов рабби Давида из Лелова были двое компаньонов. Точнее, бывших компаньонов — по какой-то причине они поссорились, и один стал преследовать другого днем и ночью.
Пришел как-то к рабби Давиду потерпевший и пожаловался на друга, ставшего врагом. Ребе ответил: «Будь обиженным, а не обижающим. Всякий раз, когда тот человек будет оскорблять и унижать тебя, не реагируй. Благодаря этому ты спасешься».
Хасид поступил так, как сказал ему раввин. Устоять перед напором словесной агрессии обидчика было непросто, но ему это удавалось.
Наш герой был бедным человеком. Его дети подросли, и потребовались деньги на организацию свадеб. Раввины местечка дали хасиду рекомендации к зажиточным евреям Вены.
Перед тем, как отправиться в столицу Австрии, хасид поделился с ребе из Лелова своими опасениями: «А ну как кто-нибудь из филантропов захочет узнать обо мне больше и обратится к моему ненавистнику? Тот возьмет и наговорит обо мне с три короба — скажет, например, что я богач, который выдает себя за бедняка». И тогда ребе повторил: «Будь обиженным, а не обижающим. Благодаря этому ты спасешься».
Еврей прибыл в Вену. Ему удалось собрать крупную сумму денег. Но однажды в его гостиничный номер нагрянули полицейские с обыском. Деньги в чемодане у хасида совершенно не вязались с его ветхой одеждой и дырявыми башмаками. «Ты вор! — завопили полицейские. — Ты приехал в столицу и совершил кражу!»
«Это мои деньги», — пытался убедить их хасид. Но стражи порядка не поверили ему и тут же арестовали несчастного.
В участке хасид сообщил им, из какого местечка он родом, и попросил, чтобы они связались с кем-нибудь из его соседей. Уж те-то смогут доказать его невиновность
Первым, к кому обратились полицейские, был его друг, ставший недругом. Его реакция не заставила себя ждать: «Ха, этот человек — богач, который возит с собой несметные суммы, но представляется бедным, чтобы приумножить состояние подачками»
«А, так вы действительно богач», — с уважением взглянули стражи порядка на хасида и оставили ему полученные пожертвования. Их, как выяснилось по приезде домой, хватило на проведение пышной и веселой свадьбы.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его