«Есть ли там деревья» (Шлах, 13:20)
Этот народ, народ Ашема, избранный народ. Верующие — дети верующих. Сотни тысяч людей приезжают на могилы праведников: раби Шимона бар Йохай, десятки тысяч стекаются на могилы раби Меира Бааль А-нес, Рамбама, Святого Ари и другие. Да защитят их заслуги все поколения на этой земле.
И вместе с тем, когда хотели евреи войти в эту Землю, не опасался Моше рабейну, что похороненные там с древних лет праведники — Адам и Хава и святые праотцы — защитят жителей того места. Он послал разведчиков высмотреть «есть ли в ней деревья», есть ли в ней живой праведник, который защитит их своими заслугами. В самом деле, в те дни умер там Йиов, и они сказали: «Удален образ от них» — он уже перестал защищать их. Несмотря на то, что был похоронен там.
Из этого мы видим, что при жизни своей праведник защищает в десятки раз больше, чем после смерти. Хорошо бы нам находится в тени наших равов, освещающих наше поколение, великих Торы, живущими с нами. Мы можем попросить наставить нас и благословить, ибо в свете их мы видим свет, и они защита и сила наша.
Писал рабейну, Яаков Скили, благословенна память праведника, ученик рабейну Рашба, благословенна память праведника (Автор книги А-минха дарша, 72): «Спаси Ашем, ибо исчез благочестивый, ибо пропала вера у людей» (Теилим, 12:2). Этот пасук сказал царь Давид, мир ему, на смерть хасида и праведника (прозванного «вера») в соответствии с написанным: «праведник верой своей жить будет» (Пророк Хавакук, 2:4). Он написан, чтобы сказать о большой пользе, приносимой при их жизни, и о том, как много потеряло поколение после их смерти.
Пока праведник жив, поколение почти не нуждается в молитве для спасения. Ибо заслуга праведника и его молитвы защищают их. И на эту тему рассказ гаона, раби Сусо А-коэна, благословенна память праведника, из Туниса (автора книги Пирхей шошана).
История о хасиде, поехавшем в один город и искавшем там кошерную гостиницу с хорошим кашрутом. Направил его человек в отличную гостиницу и сказал: «Не ищи другую, хозяин гостиницы — чудесный человек, богобоязненный и милосердный, любящий и уважающий равов, хорош перед творениями и перед людьми!»
Послушал его хасид и направился в ту гостиницу. Действительно, уважил его хозяин как царя, поел он там и улегся спать.
В полночь услышал он странный голос. Открыл глаза и видит, что при свете свечи хозяин гостиницы точит огромный нож. Раз от раза проверяет на своем ногте, достаточно ли он острый, и продолжает его точить.
Удивился рав и спросил: «Скажи мне пожалуйста, зачем тебе сейчас этот нож?»
Ответил ему владелец гостиницы простодушно: «Этот нож для тебя!»…
Испугался хасид, откуда придет ему помощь. Не иначе как он попал в руки сумасшедшего. Решил он говорить мягким и мирным голосом. Сказал, он дрожа: «Все хвалят тебя, говорят, что ты богобоязнен, что ты хорош для людей. Как же ты прольешь невинную кровь и будешь грешен перед Б-гом и людьми?!»
Хозяин продолжал точить нож.
«Скажи мне, пожалуйста, — продолжал гость пытаться смягчить его сердце, — какая польза будет тебе, если ты меня убьешь, ведь я бедный человек!»
Хозяин молчал, сосредоточившись на натачивании ножа.
Попытался хасид привести последний довод: «Не убивай меня, ведь это станет известно. Один из твоих соседей направил меня сюда. И когда наступит утро, придут люди искать меня здесь. А когда не найдут, начнут расследовать, куда ты дел мое тело?!»
Проверил хозяин нож. По-видимому, проверка удовлетворила его. Сказал он хасиду: «Учитель и раби, святой хасид, не считай меня за убийцу. Ты наносишь мне зло, считая за убийцу ради денег. Почему в последние мгновения ты преступаешь заповедь судить человека в сторону оправдания?!»
Выслушал это хасид и ничего не понял. Что происходит. А хозяин продолжал:
«Я, в самом деле, богобоязнен и добр с людьми. И сейчас я хочу убить тебя ради небес, для блага наших братьев евреев, живущих в этом городе».
«Ты загадываешь мне загадки», — дрожал голос хасида.
«Сейчас ты поймешь, — сказал хозяин, приближаясь с ножом в руке, — вот уже сорок лет, как я держу эту гостиницу, но ни разу мне не попадался такой возвышенный хасид, как ты. А на нашем кладбище нет ни одной могилы праведника, где мы могли бы распластаться и просить за себя! Я вижу, что ты праведник и хасид, и хочу, чтобы ты был похоронен на нашем кладбище, тогда через меня удостоятся многие, а заслуга многих будет стоять за меня вечно»…
И он продолжал приближаться…
На этом кончается рассказ.
Когда мы вдумаемся, извлечем из него урок. Все восхваляют … умерших праведников. Но когда праведник закрывает глаза, все стекаются на его могилу, умоляют о спасении.
И никто не обращает внимания, что главная польза от праведника — при его жизни. Когда можно получить от него наставление, совет, благословение, и спастись.
Но мы не однажды огорчаем его при жизни, преследуем его, точим против него язык, если не нож. Приближаем его конец, чтобы приходить на его могилу… (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский