«И говорили Мирьям и Аарон против Моше» (Беаалотха, 12:1)
Нам заповедано помнить о деле Мирьям, которая говорила против Моше и была наказана. И это заповедь из Торы, чтобы удержаться от греха злословия. Но когда мы вдумаемся, то найдем, что есть здесь еще грех, который привел к запретному разговору и наказанию: она не судила Моше рабейну в сторону оправдания, а решила, что он виновен. Но ведь это заповедь из Торы судить человека в сторону оправдания.
Расскажу вам историю из жизни. В одной бедной семье, благословенной отличными детьми, родился ущербный ребенок, да смилуется Г-сподь. Соседку, ученицу семинара позвали на помощь. А помощь была так нужна: купать, менять одежду, одевать, кормить, гулять. Все свободные часы она, как ангел, спасала.
Однажды организовала учительница семинара мероприятие дел милосердия. Каждая ученица должна была выбрать доброе дела из того, что предложила учительница. Ученицы были в восторге, думали и обсуждали, и выбрали для себя подходящее дело. Кроме одной, которая сказала, что нет у нее свободного времени. Она занята. Ученица не рассказала, что ее милосердие занимает каждый свободный час. Ее учили, что не хвалятся добрыми делами, не рассказывают про них.
Наступило время выбрать наставницу для общественной деятельности. Понятно, что имя той ученицы было предложено. Она отличницы в учебе, у нее хорошие качества. Но та учительница стояла как скала: ее — нет! Она не хочет объяснять подробно — это будет злословием. Но она просит, чтобы ее послушали, эта ученица не подходит, чтобы быть наставницей, символом и примером. Намерение учительницы было хорошим, и только хорошим: того, кто не находит свободного времени для дел милосердия, следует заклеймить позором!
Но, несмотря на это, поскольку не было возражений, та девушка была выбрана. Но именно она колебалась. В самом деле, у нее нет свободного времени. Однако вмешалось Провидение, и ребенка в это время послали в учреждение, где его должны были лечить. И она приняла руководство. Руководство, как известно, требует вклада сил и самопожертвования, и она не экономила ни на том, и ни на другом. Все ее хвалили, но каждый раз, когда она встречалась с той учительницей, та говорила ей: для руководства у тебя есть время, а для милосердия нет?! Потому что это дает почет и доброе имя? Учительница говорила это намеренно. Ей было больно, что ее ученица в прошлом отказалась от дел милосердия, повернулась спиной к еврейским качествам: милосердию и добрым делам. К основе Торы, начало и конец которой — добрые дела. К качеству праотца Авраама, отца народа! Учительница ранила сердце своей ученицы во Имя небес, но при этом растоптала заповедь из Торы: судить в сторону оправдания.
К ее счастью, учительницу не спросили об ученице, когда она обручилась. Ее известность шла перед ней, и она построила великолепный дом Торы. Сегодня она процветающая учительница с высокими моральными качествами.
И вот, однажды она встретила ту учительницу. Когда услышала та, что ее бывшая ученица — учительница, не скрыла своего потрясения. И даже решительно высказалась по этому поводу: «Если бы я знала, помешала бы твоему назначению». Девушка, у которой нет свободного времени на добрые дела, не может быть учительницей!
И это, в принципе, верно. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский