«И говорили Мирьям и Аарон против Моше» (Беаалотха, 12:1)
Нам заповедано помнить о деле Мирьям, которая говорила против Моше и была наказана. И это заповедь из Торы, чтобы удержаться от греха злословия. Но когда мы вдумаемся, то найдем, что есть здесь еще грех, который привел к запретному разговору и наказанию: она не судила Моше рабейну в сторону оправдания, а решила, что он виновен. Но ведь это заповедь из Торы судить человека в сторону оправдания.
Расскажу вам историю из жизни. В одной бедной семье, благословенной отличными детьми, родился ущербный ребенок, да смилуется Г-сподь. Соседку, ученицу семинара позвали на помощь. А помощь была так нужна: купать, менять одежду, одевать, кормить, гулять. Все свободные часы она, как ангел, спасала.
Однажды организовала учительница семинара мероприятие дел милосердия. Каждая ученица должна была выбрать доброе дела из того, что предложила учительница. Ученицы были в восторге, думали и обсуждали, и выбрали для себя подходящее дело. Кроме одной, которая сказала, что нет у нее свободного времени. Она занята. Ученица не рассказала, что ее милосердие занимает каждый свободный час. Ее учили, что не хвалятся добрыми делами, не рассказывают про них.
Наступило время выбрать наставницу для общественной деятельности. Понятно, что имя той ученицы было предложено. Она отличницы в учебе, у нее хорошие качества. Но та учительница стояла как скала: ее — нет! Она не хочет объяснять подробно — это будет злословием. Но она просит, чтобы ее послушали, эта ученица не подходит, чтобы быть наставницей, символом и примером. Намерение учительницы было хорошим, и только хорошим: того, кто не находит свободного времени для дел милосердия, следует заклеймить позором!
Но, несмотря на это, поскольку не было возражений, та девушка была выбрана. Но именно она колебалась. В самом деле, у нее нет свободного времени. Однако вмешалось Провидение, и ребенка в это время послали в учреждение, где его должны были лечить. И она приняла руководство. Руководство, как известно, требует вклада сил и самопожертвования, и она не экономила ни на том, и ни на другом. Все ее хвалили, но каждый раз, когда она встречалась с той учительницей, та говорила ей: для руководства у тебя есть время, а для милосердия нет?! Потому что это дает почет и доброе имя? Учительница говорила это намеренно. Ей было больно, что ее ученица в прошлом отказалась от дел милосердия, повернулась спиной к еврейским качествам: милосердию и добрым делам. К основе Торы, начало и конец которой — добрые дела. К качеству праотца Авраама, отца народа! Учительница ранила сердце своей ученицы во Имя небес, но при этом растоптала заповедь из Торы: судить в сторону оправдания.
К ее счастью, учительницу не спросили об ученице, когда она обручилась. Ее известность шла перед ней, и она построила великолепный дом Торы. Сегодня она процветающая учительница с высокими моральными качествами.
И вот, однажды она встретила ту учительницу. Когда услышала та, что ее бывшая ученица — учительница, не скрыла своего потрясения. И даже решительно высказалась по этому поводу: «Если бы я знала, помешала бы твоему назначению». Девушка, у которой нет свободного времени на добрые дела, не может быть учительницей!
И это, в принципе, верно. (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его