«Рассек Ям Суф на части» — иногда мы слышим, что кто-то удивляется и спрашивает: действительно ли есть нужда в раздельных синагогах, в разных вариантах молитв и уникальных обычаях. Ведь мы все один народ, все евреи.
О чем спрашивать, если народ Исраэля изначально создан из двенадцати колен, все любимы, и каждое — уникально. У каждого было свое благословение, и каждый шел со своим лагерем и под своим знаменем. Но когда были закончены благословения каждому колену, написано в Торе: «Каждого по его благословению благословил их» (Берешит, 49:28). И объяснял Раши, что наш праотец Яаков повторил для всех вместе все благословения. То есть, у каждого колена есть своя уникальность, но мы должны знать, что оно часть целого, часть всего народа. На что это похоже — на братьев из одной семьи. Между ними большая любовь и дружба, но у каждого — своя личность.
Можно сказать, что намек на это мы нашли при рассечении Ям Суф, которое произошло в седьмой день Песаха. Наши мудрецы, благословенна память праведников, насчитали десять чудес на море, и одно из них то, что море разделилось на двенадцать частей. Как сказано: «Рассек море Суф на части», и в этом нам указание, что каждое колено идет своим путем. Эти пути параллельны, но направление одно, цель общая, однако уникальность сохраняется.
И было там еще одно чудо, так передали нам наши мудрецы: дороги разделяла стена из застывшей воды, но эта стена была прозрачной, чтобы каждый видел другого (Мехильта, Бешалах, 4). Как это чудесно, как символично! Каждый идет своей дорогой, но видит ближнего. Ближний идет своей дорогой, и он благословен. Но и у меня есть своя дорога. Я иду по дороге, проложенной для моего колена. (Мааян а-моед)
«И устрашился народ Г-спода, и поверил в Г-спода и Моше, раба Его» — Какая связь между двумя частями пасука, между страхом перед Г-сподом и верой? Это можно понять из притчи раби Исраэля Шалома Йосефа из Боош, благословенна память праведника.
На что это похоже — на двух солдат, отличившихся на поле боя и призванных к царю для вознаграждения. Они пришли во дворец, сопровождаемые друзьями до ворот, а через час спустились по широким мраморным ступеням со знаками отличия. Спросили их друзья: «Расскажите, что вы видели, что там было».
Один был бледен, растерян и взволнован. Он пробормотал: «Не знаю, ничего не помню».
А второй, напротив, все описал в деталях, коридоры по которым они шли и великолепный зал, и одежду царя. Престол и его резьбу, а также слово в слово повторил вопросы царя и все его движения.
А теперь скажи, кто из них вернее и преданнее? Тот, кто ничего не помнит, или тот, кто может описать все детали? Разумеется первый солдат, взволнованный и растерянный. Второй, своим хладнокровием показал, что не восторгался грозным царем, не трепетал от его вида.
И понятно, что это различие между верующим всем сердцем и между хладнокровным.
Здесь дан нам ответ на все вопросы. Вместе со всеми замечательными откровениями, которые были на море, с видением великой Б-жественной руки, они не обратили на это внимание. Так как препоясались огромным страхом, поэтому достигли ступени преобладания веры над исследованием и видением. Поэтому «И устрашился народ Г-спода, и поверили в Г-спода» (Пеер Исраэль)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский