«Люблю я, когда слышит Г-сподь голос мольбы моей» — известный рассказ: Сараф из Коцка, благословенна память праведника, слушал человека читающего сосредоточено молитву «Кирьят Шма», «И возлюби Б-га твоего всем сердцем твоим». Когда тот закончил, спросил рав: «Ты любишь рыбу?» Когда человек ответил положительно, рав удивился: Если ты любишь, то почему ешь ее…Не рыбу ты любишь, а себя. А рыбу ты любишь за то удовольствие, которое она тебе дает … И когда ты говоришь «И возлюби Б-га твоего всем сердцем твоим», Его ты любишь или те удовольствия, которые ты получаешь от него?!»
Какой точный вопрос. «Люблю я, когда слышит Г-сподь голос мольбы моей», Его я люблю и связь мою с Ним — или Его ответ, когда он вызволяет из беды? В чем проверка: «И в дни мои воззову», в добрые дни, в крепком здравии (Раши), чтобы поддерживать с Ним связь.
Это верно в отношении человека и Творца, и верно также в отношении детей и родителей, супругов, товарищей и знакомых. В самом деле, товарищ проверяется в час беды: товарищ помогает. Но тот, кому помогают, проверяется бедой! (Мааян а-моед)
Знаете ли вы, что мы чуть не утеряли Пасхальный седер и праздник Песах, чуть не остались в Египте? Это удивляет. Разве Египет не был поражен десятью казнями и прямо-таки умолял, чтобы мы ушли? И мы уже были готовы двинуться в путь, но, несмотря на это, чуть не остались по своему желанию. Как?
Очень просто, Йосеф-праведник взял с сыновей Исраэля клятву, что когда наступит Избавление, они должны взять его гроб с собой в Землю Исраэля. А что сделали египтяне, зная об этом. Положили его гроб в металлический ящик и опустили его на дно Нила. Пошел Моше рабейну и написал в святости и чистоте амулет на золотой табличке, бросил его в Нил, и гроб поднялся. Взял Моше рабейну его на плечо, и выход из Египта стал возможным. Так писали наши мудрецы, благословенна память праведников (Мидраш Бешалах, 2)
Это удивительно и волнующе: народ Исраэля находится в плену у Египта, измученные и порабощенные рабы, и Святой, благословен Он, открывается ему, чтобы спасти. Египтяне получают удар за ударом, а у сыновей Исраэля свет в их жилищах. И вот, наступает великий момент, египтяне готовы отослать народ, а народ готов выйти, но невозможно — обещание есть обещание, и обязаны его выполнять. Но что делать, гроб погружен в глубины Нила?!
В таком случае не выходим!
Святой, благословен Он, ждет; Огненный столб уже идет. Облака славы готовы. Гора Синай ждет.
А народ Исраэля говорит всем: «Жаль, но слово есть слово. Мы обещали, и мы остаемся здесь!»
Но самое удивительное, что египтяне знали об этом с самого начала, и были уверены, что мы так и поступим. Не выйдем из их земли и останемся навечно их рабами, что не сможем выполнить свое обещание. Потому-то они и спрятали гроб в глубины Нила, чтобы быть уверенными в нашем пребывании в их земле. Знали они, с кем имеют дело… Соблюдение обещания — одна из характерных черт нашего народа: «Остаток Исраэля не совершит злодеяния, не скажет лжи, и не найдется в их устах обмана…» (Пророк Цфания, 3:13), черта характера, на основе которой установлена практическая алаха (закон). В противоположность этому у неевреев «рты говорят напраслину, и справа у них… ложь» (Теилим, 144), и эта черта тоже использована как источник для установления алахи.
Сила клятвы, сила обета.
Обратим внимание, что клятва дана была Йосефу отцами отцов, за многие поколения до этого, и, несмотря на это, сыны Исраэля чувствовали себя обязанными исполнить ее.
Как обязывает нас клятва «сделаем и будем слушать», которая была дана нашими отцами на Синае, в шатре откровения и в степях Моава.
«И не только с вами одними Я заключаю союз… и с теми, которые здесь с нами стоят сегодня перед Г-сподом Б-гом вашим, и с теми, которых нет здесь с нами сегодня», и с теми поколениями, которые придут в будущем. (Мааян а-моед)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его