«И взял Лота, и имущество его, племянника Аврама» (Лех леха, 14:12)
Великие события случились в нашем районе около трех тысяч семьсот лет назад, во времена нашего праотца Авраама. В Шинаре, современном Ираке, объединились государства, расположенные в этом районе, под правлением Кдорлаомера, царя Эйлама, и были они настолько могущественными, что навели страх и установили свою власть до самого Средиземного моря. Правили они железным кулаком, и заставили всех платить им дань.
Однако на окраине империи созрела новая сила. Пять городов долины Иордана, наслаждающиеся большим экономическим изобилием, объединили народ от Гилада до Негева и подняли бунт. Потребовали самостоятельности.
Кдорлаомер решил подавить бунт всеми силами. Он организовал всеобщий призыв и вышел против бунтовщиков во главе войска, насчитывающего два с половиной миллиона солдат (Трактат Санедрин, 95). Полки были настолько многочисленны, что когда первые солдаты дошли до нашего района, последние из призывников еще продолжали выходить из Шинара! Первый бой был проведен в Аштерот Карнаиме, около Голан. Было там племя великанов, и «у всех, кто видел их, замирало сердце» (Эвен Эзра, Берешит, 14:5). Войско Кдорлаомера разбило их, и не осталось от них никого, кроме Ога, царя Башана, сумевшего бежать. Они разбили армию зузим и полки эймим, и продвигались без остановки к Сеиру, расположенному на восточной стороне Иордана. Там они разбили войско хорим, вторглись в Негев, и провели бой на полях Амалека. Эморим пытались преградить им путь, но потерпели поражение. После того, как они проломили все защитные стены восставших городов, был проведен решающий бой в долине Сидим. Бунтовщики потерпели сокрушительное поражение, а их остатки бежали в горы. Победители разграбили Сдом, забрали его женщин и взяли в плен Лота, племянника Авраама.
Мидраш учит нас, что у всей этой великой войны была одна главная цель: взять в плен Лота, чтобы спровоцировать Авраама! Бунт окраин царства не очень заботил царей. Их покою мешала совсем другая угроза. В этом районе действовал человек Б-га, взывающий к имени Ашема, пробуждающий тшуву в сердцах, обучающий заблудших, раскрывающий глаза на веру. Открывая лживость идолов, Авраам отдалял от них сердца людей. Они поняли, что именно в нем прячется настоящая опасность для их власти. Этот путь приведет к сомнению в порядке их мира, его влияние просочится через все границы и достигнет Шинара и Эйлама. Против этого нужно воевать, выйти на бой!
Но не осмелились их сердца воевать против Авраама. Человек Б-га он, для него совершаются чудеса. Он любим массами, восхваляем всеми. Нет у них повода напасть на него и воевать с ним. Но Лот — дело другое, он живет в Сдоме. Выйдем на войну, возьмет его в плен, и так заставим Авраама воевать с нами. Таким образом, избавимся от опасности, угрожающей нашей культуре, культуре поклонения идолам и их власти, отрицающей Б-га, сотворившего все!
Тора — это учение жизни. Она вечна, и уроки ее верны для всех поколений. Нет поколения, в котором нет человека, подобного Аврааму (Берешит раба, 56:7), взывающего к имени Ашема, пробуждающего сердца, вводящего под крылья Шхины. Любимого В-здесущим, как сказано: «Ибо знаю Я его (люблю его), что заповедает он сыновьям своим и дому своему после него, и будут хранить путь Ашема!» А этот Авраам, и его движение, и его влияние, и его действия создают угрозу истеблишменту и нарушают его покой. Ведь власти хотят усилить чужую культуру, создать новый образ народа. Не народ, святой Ашему, а народ светский, народ обычный, оскверняющий все святое. Живущий не в согласии с верой отцов, а служащий идолам песни и спорта, и поклоняющийся любой моде. Народ, которому присуща не святость и чистота, но пролом во всех оградах, отрицание веры и скотство, как знамя и система.
Но что делать, народ поворачивается к ним спиной. Что делать, душа раскалывается от пустоты систем и стремится к духовному содержанию, к вере, к наследию поколений. Нет у них сил воевать с Авраамом. Праведен и свят он, восхваляют его, многих он поднимает на бунт. Они выходят на бой против Сдома и окружающих его городов. Но вот чудо: жители Сдома, против которых ведется бой, убегают в горы. А кто схвачен? Праведник, живущий в Сдоме, племянник Авраама! Его схватили, его взяли в плен. Он добыча, ура!
Похоже, что нет нужды умножать слова, история повторяется в точности. Все стреляют в нас, ищут нас. Если воздерживаются напасть на праотца Авраама в нашем поколении, то нападают на тех, кто относится к его лагерю. С каким победным криком они сообщают о всяком отклонении: религиозный бросил камень, религиозный обвинен, найден непорядок…
И что интересно: люди Сдома сумели убежать, просочились сквозь дыры в сети. А кто схвачен за руку, кого взяли в плен? Именно Лота, праведника Сдома.
Но не беспокойтесь. У этого рассказа есть продолжение, и есть конец. Лот спасся, а где Кдорлаомер и его культура — пропали в бездне забвения. (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его