«И вот, очень хорошо» (Берешит, 1:31)
В конце каждого акта творения было сказано: «И увидел Б-г, что хорошо» .А по окончании всего сказано: «И увидел Б-г все, что сделал, и вот, очень хорошо».
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Мидраш отвечает на это, и его ответ удивляет, кричит. Но когда вдумаемся в него, — открывается новый свет, новый взгляд на весь наш образ жизни! Вот слова мидраша: «И вот, очень хорошо — это сон. Но разве сон — это очень хорошо? Ведь не так мы учили: вино и сон злодеям приятен? Однако после того, как человек немного поспит, он встает и много трудится над Торой» (Мидраш Берешит раба, 9:6).
И надо понять: действительно, после того, как сон был создан, хорош он, «человек немного поспит и много трудится над Торой». Но если бы не был создан, что не хватало бы в мире?
И об этом пути сказано в мидраше: «хорошо» — это благо, а «очень хорошо» — это страдания. «Хорошо» — это Ган Эден, а «очень хорошо» — это Геином. «Хорошо» — это ангел жизни, а «очень хорошо» — это ангел смерти. Какая идея спрятана здесь? Приведем слова Рамбама, благословенна память праведника, (Море невухим, 3:13) на этот пасук: «И вот, очень хорошо», что обновляется всякая вещь в соответствии с предназначением, и не выходит за пределы установленных рамок. И это: «очень». Согласно тому, что возможно что-то «хорошо» и соответствует нашей цели в свое время, а потом отклонится от нее. Поэтому сказано, что всякое творение сделано по желанию Благословенного, и не выйдет за пределы никогда.
Когда вдумаемся в это, поймем проклятие нашего времени, проклятие времени изобилия. Есть в нем безграничное изобилие, «хорошо» полной горстью, без «очень», без ограничения и мысли!
Символ времени — это разрушительная атомная бомба. Атом — строительное вещество. Пока он в рамках и ограничении, он очень хорош. Но человек нашел путь разрушить рамки, и тогда даже мизерная его часть превращается в разрушительное вещество.
Символ времени — раковая болезнь, упаси Б-г. Клетки вещества в теле, пока они в рамках — строительное вещество для тела. Но когда рамки прорваны, это «хорошо» без «очень» и это начало конца, халила.
Чудесно творение сотворил Творец, но при условии, что будет ставить себе границы. Человек, являющийся «малым миром», обязан ограничивать свои желания. Но откуда он будет знать правильную меру, где граница. Для этого дал нам Творец благословенный святую Тору и 613 заповедей. Чтобы направить и наставить нас. С ее помощью мы знаем, сколько нужно радоваться, как радоваться и от чего радоваться — с ее помощью мы достигнем счастья, личного совершенства и всего хорошего.
Катастрофа нашего поколения — разнузданность во всех областях. Под флагом «свободы слова», принципа положительного самого по себе, позволяют себе оскорбления и сквернословие. Под прикрытием принципа «свободы деятельности» благословенного принципа, наводняют землю мясом падали и трефы, насекомых и пресмыкающихся. Прорывают ограды нашей святой субботы, стирают всякий еврейский характер Святой земли. Передача в частные руки средств массовой информации — положительное явление. Но оно приводит к потопу грязи, наводняет десятки тысяч домов картинами насилия и разврата, растлевают детей с малолетнего возраста, превращается в проклятие! Примеров не счесть. Это называется «вседозволенностью». От имени вседозволенности они разрешают львов и тигров, раскрывают настежь их клетки: освобождают темное злое начало, возбуждают страсти, оскверняют святыни, растлевают человека и мир!
У рабейну Бен Иш Хай есть на это пример.
Одна деревенская жительница выращивала кур. Использовала их яйца и мясо. Но если позволить курам разгуливать свободно, они все перевернут, разобьют посуду, нанесут ущерб. Поэтому они заперты в курятнике, и их кормят там. Так они приносят пользу, а не вред.
То же в нашем поколении — отпускают вожжи со всех страстей. Не кур приводят домой, а птичий помет. Кабельные каналы, от которых только вред, без всякой пользы, раковая болезнь!
И об этом говорит мидраш: жизнь без сна была бы жизнью без передышки, без ограничения. Сон ограничивает, открывает новую страницу, новое начало. Позволяет критику, другой взгляд. «Очень хорошо» — это сон. Страдания, смерть и Геином приводят к самоанализу, к самоторможению, конструктивной критике и установлению границ. Короче: приводят к установлению границ, удержанию вожжей, чтобы не быть, как машина без тормозов, которая, в конце концов — халила — разбивается!!! (Мааян ашавуа)
«И завершены были небеса и земля и все воинство их» (Берешит, 2:1)
Времена ужасной мировой войны. Красная армия, вторгшаяся в румынский город Тамашвар, навела страх на его жителей. Праведник, раби Моше Мендл, благословенна память праведника, пытался продолжить вести обычную жизнь, но беспорядок, опустившийся на город, царил в каждом углу. Жители попрятались по домам в страхе перед оккупантами. Каждая семья была вынуждена поселить в своем доме несколько русских солдат, а тот, кто хотел уклониться от этого указа, старался не выходить из дома.
Вечер святой субботы. Праведник стоит со стаканом в руке. Он начал произносить святые слова кидуша.
«День шестой. И завершены были небеса»…
Вдруг у входной двери раздался шум. Град ударов обрушился на дверь. Весь дом задрожал от ударов, и послышалось дикое рычанье: «Открывайте дверь! Откройте немедленно!»
Праведник не пошевелился и не двинулся, как натянутая струна. Во время кидуша он ничего не слышал. Он объединился с Творцом, и ужасные голоса, доносящиеся извне, не достигли его ушей. Он продолжал спокойно освящать вино: «земля и все воинство их, и завершил Б-г»…
Рабанит подошла к дверям с воплем немой молитвы, звучащей в ее сердце: пожалуйста, пусть не будет причинено нам никакого зла.
Она повернула ключ и тотчас дверь была сорвана с петель: группа диких русских солдат ворвалась в дом с ужасными криками…
Но вдруг шайка застыла на месте, они увидели праведника, спокойно освящающего вино. Его величественный вид навел на них страх и ужас.
Они сомневались, слышит ли он их. Праведник был в состоянии соединения с Творцом.
Они стояли, разинув рот, и изучали его чистое лицо: неужели, в самом деле, не чувствует их? Однако, его голова даже не повернулась в их сторону.
Царь духовного царства, с ангелами мира вокруг — что общего между ним и компанией пьяниц, жаждущих крови. Его приятный голос, полный покоя, поднимался в воздух: «И завершил Б-г в день седьмой»…
Глава шайки, хулиган, чин которого украшал его плечи, дал знак рукой своим друзьям: «Уважьте его, пожалуйста, выйдите из дома». Они вышли, ничего не поняв. Офицер остался в квартире, терпеливо ожидая.
Праведник закончил кидуш: «Благословен ты, Ашем, освящающий субботу». Все сели. Праведник налил немного вина каждому из присутствующих, и офицеру тоже.
Вдруг атмосферу разорвал плач. Кто плакал?
Не верится, но могучий офицер, жестокий и ужасный, горько плакал.
Понемногу он успокоился и начал взволнованно говорить:
Я был маленьким мальчиком трех лет. Меня украли у моих мамы и папы. Меня звали Мойшеле. В субботний вечер приехали две черные машины. Папа и мама вошли в одну машину, а я — в другую. Моего папу оторвали от кидуша, он стоял с бокалом вина, точно так же!
В тот час, когда меня вырвали из маминых рук, папа закричал мне изо всех сил: Мойшеле, помни, что ты еврей!
Я был ребенком и забыл его слова. На многие годы я забыл, что я — еврей, забыл, что я умею говорить на идиш. Сейчас я вспомнил! Этот рав с бокалом выглядит точно, как мой папа в то время, когда меня украли. Мой папа был евреем, и я тоже еврей!
И он снова заплакал. Его солдаты ждали на улице, а он омыл руки и присоединился к трапезе. Праведник беседовал с ним, поддержал и укрепил его, и в тот же вечер вернул к своим истокам. «Капитан Мойше» вернулся домой. (Эрэ лэнав, Мааян м эмуна)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его