«Но против Ашема не восставайте» (Шлах, 14:9)
В Рош а-шана, перед трублением, выступил гаон, праведник раби Натан Меир Вахтфойгель, благословенна память праведника, машгиах из Ликвуда, и рассказал о выступлении раби Лейба Хасмана, благословенна память праведника, в ешиве «Хеврон» в последний год его жизни, перед трублением. Привел он в этом рассказе слова Хафец Хаима.
История о русском царе, который решил осмотреть свое царство. Выехал он из столицы, Петербурга в торговый город, Москва, и, разумеется, был принят там с большим почетом. То же происходило и в других больших городах и губерниях. Понятно, что в меньших городах не могли принять его с такой роскошью и царскими балами, там его принимали в соответствии со своими средствами и понятиями. В маленьких городках устраивали скромный вечер с присутствием знатных людей города, офицеров полиции и ответственных за пожарную службу. Но как-то его путь пролегал через отдаленную деревню, в которой жили крестьяне-невежды, которые развлекались забрасыванием камней в проезжающие телеги… Собрал их глава деревни и стал говорить о том, что приезжает высокий гость, могучий русский царь, а они не поняли, что он от них хочет. Он требовал, чтобы они оказали царю почет, а они посмотрели на него, скривившись, и проворчали: «Ближе к делу, что ты хочешь?»
Сказал глава деревни: «Знайте, что это не обычный проезжий. Пожалуйста, не бросайте в него камни»…
Сказал Хафец Хаим: Каждое поколение почитало святую Шхину в соответствии со своими понятиями и своей ступенью. Святые праотцы были колесницей для Шхины, и мы можем представить, как они почитали ее. После них был Моше рабейну и пророки, мужи Большого Собрания, таны и аморы, гаоны и первые комментаторы и последние… До нашего поколения. Но какие у нас понятия, и что можно потребовать от нас, «но против Ашема не восставайте», по крайне мере, не бросайте камни…
Это смысл «царства» в Рош а-шана. В соответствии со знанием, согласно понятиям, перед кем мы стоим. (Хафе Хаим ахадаш, Лекет решимот)
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь