«Если вождь согрешит и принесет жертву» (Ваикра, 4:22)
Сказано об этом в Гмаре (Орьет, 10): «ашер» от слова «ошер» — счастье. «Счастливо поколение, чей глава приносит жертву за свою ошибку». И объясняет Гмара: если глава приходит искупить свою ошибку, тем более простой житель сообщит о своем грехе и принесет за него жертву. И если глава сообщает о своей ошибке, то, разумеется, воздержится от умышленного греха. Счастливо поколение, главы которого являют собой положительный пример для воспитания.
Признание в грехе требует особой силы сердца и личной мощи. Оно лучше всего доказывает власть над собой и силу духа. «Благодаря чему удостоился Иеуда царства? — спрашивают наши мудрецы, благословенна память праведников. — Так как признался в истории с Тамар. Это личное величие, настоящее величие. Легко быть героем над другими, трудно выполнить “кто герой? Покоряющий свое злое начало”. И так сказал царь Шломо в своей мудрости: лучше долготерпение, чем геройство, и покоряющий свой дух — (лучше) победителя города» (Мишлей, 16:32).
Признание в грехе, умение сказать «я согрешил» публично, на глазах у всех — это возвышенное величие. «Счастливо поколение, чей вождь приносит жертву за свою ошибку», не покрывает свой промах и не перекладывает вину на других.
И отсюда — к нам, к нашему поколению. До последнего поколения стояли мудрецы и главы поколения во главе народа. Мудрецы, гаоны и святые, Примеры для подражания, они вели еврейский корабль по бушующему морю, между бедами и гонениями, преследующими указами и злыми замыслами. Как выглядел народ Исраэля под их руководством? Не был ни одного еврея, обвиненного в убийстве или грабеже. Не было пьяниц и наркоманов. Еврейская семья излучала свет и счастье.
И вот, явились новые хозяева. Светские вожди. Что они сказали? «Праздничным будет день, когда будет пойман первый еврейский убийца»… Тогда они узнают, что мы стали, как все народы. С тех пор мы не перестаем праздновать…
К огорчению, они сумели перетянуть на свою сторону значительную часть народа. А теперь, каковы итоги?
В прошлом не было убийцы или грабителя еврея. Сегодня тюрьмы полны ими, как и газетные столбцы…
В прошлом семья была сплоченной. Сегодня — сын встает на отца, невестка — на свекровь, уважение родителей растоптано до земли.
В прошлом, каждый еврей мог читать «Шма Исраэль» наизусть. Сегодня свыше миллиона детей не знают, что такое «Кирьят Шма».
А ведь это тотальный провал системы, крах атеистического управления. Но встал ли кто-нибудь из них и сказал: «Я согрешил!» Принес ли кто-нибудь из них жертву за свою ошибку?
Ой поколению, чьи вожди и главы оставили его без духовного наследия и не признаются в своих ошибках.
Рассказывают, что как-то один из маленьких сыновей молодого в то время гаона, рава Рафаэля Баруха Толедано, благословенна память праведника, рава Мекнеса, нашалил и требовалось его наказать. В те дни в качестве наказания били по ступням — разумеется, осторожно, сдержанно (как предостерегли нас в Бава батра, 25). Взял раби Рафаэль Барух своего сына и сделал ему выговор за неподобающее поведение. Когда понял мальчик серьезность проступка, склонил голову со стыдом, взял его милосердный отец плетку и ударил два раза по ступням. Мальчик понимал, что полагается ему наказание, и молча принял его. Он вышел из комнаты и пошел в комнату, где были мать и братья.
Вдруг содрогнулись мать и братья: из внутренней комнаты послышались удары плетки и будоражащий плач. Поспешили они войти в комнату и что увидели? Отец, гаон и праведник, бьет себя с силой по ступням, бьет и плачет, бьет и рыдает…
«Что с тобой, папа, остановись! — закричали дети. — Что ты делаешь?»
«Я наказываю себя наказанием мальчика, — ответил отец. — Так как мальчик согрешил — это мой промах тоже, как отца-воспитателя. Если бы я наставлял его, как полагается, он вел бы себя соответственно. Его промах — мой промах!»… И он продолжил бить себя, бить и плакать. Бить и плакать о себе, не от боли.
Кто бьет себя за ошибки? Тюрьмы переполнены плодами провалившегося воспитания. Видели мы кого-нибудь из системы образования, бьющего себя за грех?… Уволился ли кто-нибудь за физическое насилие, царящее в воспитательных учреждениях, к примеру. Взял ли кто-нибудь на себя ответственность за это, есть ли человек, плачущий об этом??? (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский