«Если вождь согрешит и принесет жертву» (Ваикра, 4:22)
Сказано об этом в Гмаре (Орьет, 10): «ашер» от слова «ошер» — счастье. «Счастливо поколение, чей глава приносит жертву за свою ошибку». И объясняет Гмара: если глава приходит искупить свою ошибку, тем более простой житель сообщит о своем грехе и принесет за него жертву. И если глава сообщает о своей ошибке, то, разумеется, воздержится от умышленного греха. Счастливо поколение, главы которого являют собой положительный пример для воспитания.
Признание в грехе требует особой силы сердца и личной мощи. Оно лучше всего доказывает власть над собой и силу духа. «Благодаря чему удостоился Иеуда царства? — спрашивают наши мудрецы, благословенна память праведников. — Так как признался в истории с Тамар. Это личное величие, настоящее величие. Легко быть героем над другими, трудно выполнить “кто герой? Покоряющий свое злое начало”. И так сказал царь Шломо в своей мудрости: лучше долготерпение, чем геройство, и покоряющий свой дух — (лучше) победителя города» (Мишлей, 16:32).
Признание в грехе, умение сказать «я согрешил» публично, на глазах у всех — это возвышенное величие. «Счастливо поколение, чей вождь приносит жертву за свою ошибку», не покрывает свой промах и не перекладывает вину на других.
И отсюда — к нам, к нашему поколению. До последнего поколения стояли мудрецы и главы поколения во главе народа. Мудрецы, гаоны и святые, Примеры для подражания, они вели еврейский корабль по бушующему морю, между бедами и гонениями, преследующими указами и злыми замыслами. Как выглядел народ Исраэля под их руководством? Не был ни одного еврея, обвиненного в убийстве или грабеже. Не было пьяниц и наркоманов. Еврейская семья излучала свет и счастье.
И вот, явились новые хозяева. Светские вожди. Что они сказали? «Праздничным будет день, когда будет пойман первый еврейский убийца»… Тогда они узнают, что мы стали, как все народы. С тех пор мы не перестаем праздновать…
К огорчению, они сумели перетянуть на свою сторону значительную часть народа. А теперь, каковы итоги?
В прошлом не было убийцы или грабителя еврея. Сегодня тюрьмы полны ими, как и газетные столбцы…
В прошлом семья была сплоченной. Сегодня — сын встает на отца, невестка — на свекровь, уважение родителей растоптано до земли.
В прошлом, каждый еврей мог читать «Шма Исраэль» наизусть. Сегодня свыше миллиона детей не знают, что такое «Кирьят Шма».
А ведь это тотальный провал системы, крах атеистического управления. Но встал ли кто-нибудь из них и сказал: «Я согрешил!» Принес ли кто-нибудь из них жертву за свою ошибку?
Ой поколению, чьи вожди и главы оставили его без духовного наследия и не признаются в своих ошибках.
Рассказывают, что как-то один из маленьких сыновей молодого в то время гаона, рава Рафаэля Баруха Толедано, благословенна память праведника, рава Мекнеса, нашалил и требовалось его наказать. В те дни в качестве наказания били по ступням — разумеется, осторожно, сдержанно (как предостерегли нас в Бава батра, 25). Взял раби Рафаэль Барух своего сына и сделал ему выговор за неподобающее поведение. Когда понял мальчик серьезность проступка, склонил голову со стыдом, взял его милосердный отец плетку и ударил два раза по ступням. Мальчик понимал, что полагается ему наказание, и молча принял его. Он вышел из комнаты и пошел в комнату, где были мать и братья.
Вдруг содрогнулись мать и братья: из внутренней комнаты послышались удары плетки и будоражащий плач. Поспешили они войти в комнату и что увидели? Отец, гаон и праведник, бьет себя с силой по ступням, бьет и плачет, бьет и рыдает…
«Что с тобой, папа, остановись! — закричали дети. — Что ты делаешь?»
«Я наказываю себя наказанием мальчика, — ответил отец. — Так как мальчик согрешил — это мой промах тоже, как отца-воспитателя. Если бы я наставлял его, как полагается, он вел бы себя соответственно. Его промах — мой промах!»… И он продолжил бить себя, бить и плакать. Бить и плакать о себе, не от боли.
Кто бьет себя за ошибки? Тюрьмы переполнены плодами провалившегося воспитания. Видели мы кого-нибудь из системы образования, бьющего себя за грех?… Уволился ли кто-нибудь за физическое насилие, царящее в воспитательных учреждениях, к примеру. Взял ли кто-нибудь на себя ответственность за это, есть ли человек, плачущий об этом??? (Мааян ашавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его