Думаю, желание, чтобы дети хорошо учились и достигали успеха, присуще всем родителям и незачем об этом желании распространяться дополнительно.
А вот понять, что может оказаться помехой этому и как себя вести при наличии помех, очень важно.
У многих детей в школе трудности, и родители убеждены, что либо учителя виноваты — плохо преподают, не демонстрируют личного внимания ребенку, просто придираются и т. д., либо ребенок виноват — лентяй, учиться не хочет, ничего не делает, если бы больше старался, мог бы достичь гораздо лучших результатов и т. д.
В обоих случаях мы получаем плохие отношения со школой (или талмуд-торой) и детьми, а воз и ныне там… То есть нет какого-то продвижения в учебе.
Умный в повседневной жизни ребенок, который хорошо устраивается на практике, обычно хочет, чтобы родители были довольны и его школьными успехами. И если у него это не получается, стоит проверить, есть ли у неудачи объективная причина.
Которая часто заключается в том, что у ребенка имеются ликуэй лэмида (трудности обучения или особые образовательные потребности) — Learning disability.
Я очень люблю этот термин на английском языке, поскольку он говорит об отсутствии ВОЗМОЖНОСТИ приобрести один или несколько навыков, которые лежат в основе получения образования.
Речь идет о дислексии (нарушении — до невозможности — способности читать), дискалькулии (то же самое в области арифметики) и дисграфии (то же самое в области письма).
Это бывает в разной степени: есть дети, которые видят перед собой на листе какие-то странные знаки, а есть дети, которым «всего лишь» очень трудно выработать нормальное чтение текста, подходящего для их возраста. И то же самое — в двух других случаях.
Говорить ребенку: «Ну, ты постарайся, тренируйся больше, и у тебя получится» — это примерно то же, что предлагать человеку с сильной близорукостью читать с доски без очков.
А что касается самих детей, то у них вырабатывается либо жуткое чувство собственной неполноценности («Как это — все могут читать-писать-считать, а я — нет? Наверное, я просто дурак»), либо способность изворачиваться и уклоняться от необходимости читать-писать-считать.
Есть дети, которые увеличивают ресурсы памяти настолько, что до достаточно взрослого возраста могут скрывать, что они не читают текст, а запоминают его на слух. Но чем старше становится ребенок, тем больше становятся его трудности.
Хочу также сказать, что на сегодняшний день специалисты, которые занимаются проблемами молодежи, отошедшей от религии, считают, что почти половина из них — это дети, у которых были ликуэй лэмида, оставшиеся в свое время незамеченными, и которые чувствовали себя поэтому людьми десятого сорта…
Если мы видим ребенка, который не проявляет способностей во всех учебных областях, то, к сожалению, по всей видимости, у него пониженная обучаемость и ему нужно искать учебное заведение для его уровня.
Но если мы видим ребенка, который в некоторых областях очень талантлив, а в других не достигает даже средних результатов по сравнению со сверстниками, то, вероятно, у него ликуй лэмида.
В этом случае важно провести обследование и установить, в чем заключаются его проблемы. А потом — оказать ему помощь в соответствии с этими проблемами. (Тем, кто живет в Израиле, может помочь программа Лемаан Еладейну).
Со своей стороны хочу успокоить родителей и сказать им, что есть свет в конце этого туннеля. У меня лично дисграфия и тяжелые проблемы ориентации в пространстве (нужно долго думать, «где право, а где лево», поэтому географическая карта для меня долгие годы была темным лесом, пока, повзрослев, специально не научилась ею пользоваться).
Но, несмотря на всё это, у меня вторая академическая степень в области еврейского воспитания, и думаю, что по жизни многого добилась, хотя переписать от руки страницу у меня занимает полчаса.
Так что — желаю успеха всем детям и нахат (родительской радости) их родителям.