Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Школа, Рав Ашер Кушнир
Мы живем в Германии. Сейчас у среднего сына встал вопрос о выборе школы. Выбор, мягко говоря, ограниченный. По месту жительства он относится к школе, где учатся одни мусульмане, что влияет на школьную программу, мы можем выбрать только ислам. Это обычная немецкая светская школа, но выбора там нет даже теоретически, т. к. не набирается класс изучающих что-то другое на уроках религии, кроме ислама, и это с 80-х годов.
В школе этой также по моему впечатлению учителя не полностью контролируют ситуацию. Мы стали искать и нашли частную школу, куда, как нам сказали, мальчика-еврея возьмут с удовольствием. Были там на собеседовании. Обстановка в школе, вроде, нормальная, много хороших специалистов, музыка и т. п. Однако, насторожил такой момент. В этой школе учителя проводят обязательную литургию, где должны быть все школьники.
Я категорически против участия моего сына в такой литургии, мне непонятна эта конфессия, и я к ней не принадлежу. На это мне ответили, что на литургию у них ходят и иудеи, и мусульмане, и христиане и проблем никаких нет. Честно говоря, я в этой информации сомневаюсь, т. к. с моей точки зрения на какую-то непонятную литургию ходить верующие иудеи не могут никак. Да и зачем забивать ребенку голову какой-то непонятной информацией, тогда как эта конфессия для него точно — чужая?
Со школами сейчас в Германии очень сложно, я очень боюсь этого выбора и полагаю, что школа может всю жизнь испортить. Опции выбора домашнего обучения в Германии тоже нет. Как лучше поступить? Менять страну проживания? Или для еврея нет проблем изучать в школе ислам и слушать литургию? Мне достаточно трудно вообразить, как я буду контролировать ситуацию с ребенком, если он будет получать не те идеи, которые я считаю допустимыми. Ситуация близка к безвыходной, в школу он пойдет в следующем году. N.
Уважаемая N.!
Вы описываете дилемму, точнее трагедию, большинства еврейских родителей, проживающих на земле Германии.
Пример с литургией показателен. Ведь не просто так эти уроки введены и не так безобидны увещевания воспитателей. Музыка, как известно, воспринимается непосредственно душой и не проходит никакой критики разума. И то приятное что мы слышим в детстве, создаёт положительные ассоциации, которые могут подсознательно повлиять во взрослом возрасте и заставить вернуться туда, где можно найти атмосферу литургии…
Но вопрос не только в религиозной музыке, и даже не в изучении ислама, а в том, посылать ли вообще еврейского ребёнка учиться в школу Германии? Может, поначалу проблема не будет столь ощутима, но когда сын подойдёт к подростковому возрасту, то его сильно потянет быть как все. И тогда у Вас уже не будет на него никакого влияния и он станет как все…
Поэтому, если Вы уже спрашиваете и обеспокоены будущим сына, то очевидно, что у Вас особого выбора нет и надо как можно быстрее переезжать.
Куда?
Предпочтительней туда, где евреи живут, в Израиль. Но если по каким-то расчётам Вам приходится остаться в Европе, то надо рассмотреть возможность проживания в тех городах, где есть должная инфраструктура еврейской жизни. Такие условия можно найти в общинах Антверпена, Цюриха, Вены, Манчестера, Страсбурга, Лондона.
Дай Б-г всем сил и мудрости скорее сделать правильный выбор.
С уважением, Ашер Кушнир
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его