Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Кружки, Подростковый период, Самооценка
Уважаемые консультанты! У меня вопрос по поводу старшего сына. Мы баалей тшува и относимся к еврейству очень серьёзно. Старшему сыну 12 лет. В прошлом году я отправила его в еврейскую баскетбольную секцию. Он туда проходил год. Все это было очень для нас сложно. Тренер не профессионал, мог обидеть или посмеяться над мальчиками. Возить нужно было и т. д. Но все это открыло ящик Пандоры. Мы давали ему, не часто, правда, посмотреть игры в баскетбол. Он начал ходить в парк поиграть в баскетбол с не самыми лучшими ребятами. И под конец он начал собирать баскетбольные карточки.
Последнюю высоту он взял, когда ему нужно было сделать прививки. Он их очень боялся и готов был сделать, если я установлю в телефоне баскетбольную компьютерную игру и он в неё поиграет. Я согласилась. Потом он играл уже на бабушкином телефоне, и по этому поводу бабушка получила серьёзный выговор. Все эти вещи приняты в его школе и, в частности, в его классе. Сейчас у наших детей нет вообще доступа к интернету и компьютерам. Из лиги мы его забрали. Но карточки силой я же не заберу. Так он часами смотрит на эти, так сказать, лица. В классе у всех детей есть если не свой, то доступ к семейному компу. Многие играют в комп игры. Многие следят за баскетбольными командами. Некоторые собирают карточки.
Он пригласил друга, и реально им не о чем было говорить, только об этих супер-баскетболистах. Вся его social communication и положение в классе основаны на его спортивности. Он способный, хороший ученик. Но учёба перестала его занимать. Он халтурит ужасно. Хорошо, за последний год я его привела в чувство по поводу брохес (благословений) и молитвы. Это его и раньше не очень интересовало. Тут, наверное, не было силы привычки. Моё упущение. Учителя хвалили, так я не замечала. Не могу понять, как из его четырёх учителей никто его увлекает.
Вообще он мне сказал, что для того, чтобы быть популярным в классе, он должен не интересоваться учёбой. У них есть серьёзные мальчики тоже, которые хорошо учатся и по странному совпадению имеют меньше доступа к интернету. Но он с ними не дружит. Или они с ним? Сама по себе школа очень хорошая, хорошие учителя, прекрасный директор. Но дети приходят из разных семей. Я думала про другую школу, но финансово это невозможно, да и учение Хабад очень важно для нас. Кроме того, в этих школах смеются над детьми хабадников. В нашей школе дети довольно воспитанные, и у них есть аhават Исраэль (любовь ко всему еврейскому народу).
Вопрос — что с ним делать?? Он идёт по религиозной части. Денег у нас нет. Связей тоже. Для того, чтобы преуспеть, ему нужно учиться, показывать себя с хорошей стороны. Да и, вообще, где тепло к идишкайту (ко всему еврейскому)? Один из учителей сказал, что у него самоуважение немного хромает.
Ну вот, я его послала волонтёром работать с особенными детьми. Организация хабадская, и все поставлено на профессиональную основу. Ему дают задачу по возрасту. Но это раз в неделю. А так ему постоянно скучно, особенно в школе. Сейчас я ему сказала, что он должен отработать 20 часов помощи по дому, чтобы получить возможность купить баскетбольные карточки для коллекции. Но ему в лом. Он отработал 1.5 часа за две недели. Не верит в успех. Ему тяжело взять на себя что-то долгосрочное. Он начинает нервничать и потом как бы больше этим не интересуется. Не знаю, какой линии придерживаться. Не собираюсь сдаваться, но как плодотворно противостоять давлению со стороны сверстников, не знаю. Иногда моему сыну легче соврать, чем со мной разбираться. В общем, нужен совет. N.Как
Уважаемая N.,
Вы на меня не обижайтесь, но, читая Ваше письмо, я подумала, что я бы, наверное, тоже соврала. То есть, я хочу сказать: та серьезность, которой Вы требуете от двенадцатилетнего мальчика — должен ставить цели, добиваться этих целей, стремиться развиваться в религиозном плане, — вполне может быть Вашему сыну еще не по силам и не по возрасту. А он чувствует Ваше недовольство и стремится укрыться от него. А иногда — и ценой лжи. Мальчик находится в компании, где его поведение абсолютно легитимно. Учителя им довольны, ему хочется быть любимым товарищами. А бОльшая часть его компании — тоже дети, для которых спорт — это центр жизни. Требовать на этом фоне, чтобы мальчик был исключением из правил, — нечестно по отношению к нему, и он рискует еще больше потерять уверенность в себе.
Кроме того, то, что он теперь не занимается в спортивной секции, приводит к тому, что мечты о баскетболе (вместо физических упражнений) становятся центром жизни, баскетбол — предел мечтаний. Если Вы хотите, чтобы, оставаясь в той школе, где он учится, он бы приобрел более высокие стандарты, нужно положительно относиться к мельчайшему достижению в этой области и премировать и поощрять его даже за полтора часа домашних работ. (Извините, «должен отработать 20 часов» — похоже на наказание за какое-то мелкое уголовное преступление. Или как когда-то было принято в суворовских училищах: опоздал — чисть картошку или драй полы).
Советую совершенно изменить подход — начать, со своей стороны, проявлять хотя бы минимальный интерес к спорту, чтобы у Вас была с ним тема для разговора. Вероятно, стоит вернуть его в спортивную секцию. А параллельно подыскать, чем интересным Вы можете развлечь его. И постарайтесь, чтобы это включало в себя религиозные элементы. В свое время ХАБАД в Израиле организовал для детей «Армию Всевышнего», где те, кому военные представлялись вершиной человеческого развития, могли некими религиозными «подвигами» типа учебы, молитвы и т.д., заработать воинский чин в этой «Армии». Вероятно, можно сделать то же самое и с баскетболом. Поход на молитву будет считаться заброшенным в сетку мячом. И т. д.
Возможно, Вам кажется, что я принижаю религиозные ценности. На самом деле я предлагаю понять слова царя Шломо: ханох лэ-наар аль-пи дарко — «Воспитывай ребенка его путем (в соответствии с его природой), тогда, даже состарившись, не свернет он с него» (Мишлей 22:6). Когда Вы с ним разговариваете о высоких идеалах, а он думает о баскетболе, то Вы с ним идете по двум параллельным путям и не находите точки пересечения. А я предлагаю срочно заняться ее поиском, т.к. мальчик приближается к подростковому возрасту, и, если, не дай Б-г, Вы его отдалите своим отношением, то добиться того, что Вы хотите, еще через пару лет будет гораздо труднее, а может, и почти невозможно. Поэтому приложите все свои родительские усилия не к тому, чтобы бороться против увлечений сына, а к тому, чтобы найти, как их правильно использовать для его воспитания.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его