Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкина, Агрессивный ребенок, Общение с детьми, Истерики
Сыну 3.8 года. Он очень быстро заводится в истерику. Если отобрать у него машинку, в которую он сейчас играет (потому что играет он возле твоей головы, когда ты работаешь), он начинает истерично орать, ругаться и бить, хлопать дверьми, разбивать стекла в дверях, ломать все игрушки. Орет со всей своей силы. И, честно говоря, создается впечатление, что, если бы он уже знал, как можно убить человека, он бы это сделал. В общем-то, это для него свойственно с рождения, он каждую ночь так орал. Скажите, это свойственно детям? Или уже нужно обращаться к психиатру? N.
Уважаемый N.,
Вы описываете очень неприятную ситуацию с маленьким ребенком, но на расстоянии я не могу посоветовать обращаться или не обращаться к детскому психиатру. И, все же, я бы предложила сначала обратиться к опытному детскому психологу.
К сожалению, приступы ярости — не такое редкое явление у детей. Особенно в случаях, когда ребенку очень многое в доме запрещено и у него почти не остается свободного пространства для игр, которое просто необходимо для нормального психического здоровья. Ребенку много и часто запрещают, не давая при этом никакой альтернативы. Понятно, что, если ребенок бежит на дорогу, его хватают за руку и возвращают на место и альтернативы нет, но у обычных запрещенных ребенку в быту действий должна быть разрешенная альтернатива. Если этого нет, то энергия направленная на игры переходит в новое качество и становится разрушительной яростью. Энергия не пропадает сама по себе — она становится чем-то другим. Поэтому, если родители хотят, чтобы ребенок рос психически здоровым, надо дать ему достаточно жизненного пространства — для игр, для поделок, для прыганья и кувырканья, для бега и даже для крика (в парке, например).
Как бы отреагировал взрослый человек, если к нему в разгар работы кто-то подошел и выключил компьютер под предлогом, что начальнику мешает щелканье клавиш? Встал бы и тихо и покорно отошел в сторону? Очень сомневаюсь… Что же можно ждать от ребенка? Чтобы он проявил выдержку и понимание, которое для взрослого почти непосильно?
Что же делать, если родителям нужна тишина, родителям нужно работать?
Если ребенок маленький и энергичный, то просто невозможно работать, когда он в той же комнате, надо понять это и искать другие способы. Их может быть несколько:
Все это хорошо, если работа у компьютера не занимает много времени. НО если это работа, на которую уходит несколько часов или которая требует стопроцентной тишины и отдачи, ребенок нуждается в другом взрослом, который бы занимался с ним в это время. Ожидать от ребенка этого возраста полнейшей тишины без того, чтобы его кто-то занимал, — это привести его и себя в состояние полной истерики. Есть требования, выполнить которые выше возможностей ребенка, и ставить их ему — значит обрекать его на непослушание, а вас обоих — на нервные срывы.
Предложим, что дождь пошел как раз в тот момент, когда мы поставили шезлонг, чтобы позагорать на солнце. Это неприятно, но, пока не покажется солнце, мы подыщем себе другое занятие. Если под ногами крутится маленький ребенок, невозможно взрослому сосредоточиться у компьютера. Это факт. Это — как дождь, с которым не поспоришь. Остается раскрыть зонтик и ждать благоприятной погоды. Если можно найти другого взрослого — прекрасно. Если можно найти занятие для ребенка — хорошо. Но не стоит слишком обольщаться — дети быстро устают от однообразия и ищут себе другое развлечение.
Если взрослым удается дружелюбно общаться с детьми («Смотри, дружок, мне мешает твоя машинка, ты не можешь играть с ней в другой комнате?»), находить удачную альтернативу запрещенным действиям (детские пазлы, пластилин, фломастеры) и не рассчитывать на долгую работу, то можно надеяться, что ни взрослый, ни ребенок не получат нервный срыв.
Очень советую прочитать книгу Фабер и Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» и книги замечательного московского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Если она принимает частным образом, может, стоит обратиться к ней?
С уважением, Ита Минкина
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его