Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Отношение к деньгам, Дети, Мирьям Климовская
Уважаемые раввины. Отрывок из статьи «Рецепт воспитания, или как вырастить хороших детей»:
«Отсутствие напряжения и спокойная атмосфера в доме. Я хочу, чтобы жизнь моих детей не казалась им удушающей, а воспринималась легкой и светлой. Такая атмосфера не зависит от обстоятельств. Она возможна в самых тяжелых условиях: даже если умирает кто-то из родителей, при разводе или финансовых проблемах».
Дайте, пожалуйста, практические советы, как сохранить атмосферу лёгкости и светлости в семье в условиях финансового «мелководья», когда с трудом хватает на оплату жилищных услуг и учёбы. Что отвечать детям? Как убедить их (и себя), что и так всё хорошо? А.
Дорогая А.!
Ваш вопрос, я думаю, актуален для многих. Почти все сейчас сталкиваются с финансовыми проблемами: цены растут на глазах, семьи увеличиваются, плата за квартиру, за обучение и т.п. снимается со счета с раздражающим постоянством, а доходы остаются прежними или даже уменьшаются. Понятно, что родители чувствуют сильное беспокойство: как прокормить детей, как вырастить их и обеспечить всем необходимым. И еще хотя бы изредка позволить семье скромные удовольствия — как у всех…
В наше время ситуация еще усугубляется и всеобщим «равенством». Сотни лет назад финансовых проблем было не меньше, чем сейчас. Но люди жили в соответствии со своими возможностями: у богатых было иное жилье, одежда, пища, времяпрепровождение. Каждый знал свое место и на что он может рассчитывать. А сейчас — если не присмотреться, можно не отличить по одежде авреха от бизнесмена, их дети учатся в одних заведениях, все считают себя обязанными устраивать свадьбы в роскошных залах с сотнями приглашенных. В наше время стремление быть «как все» доминирует, люди тратят время и силы на то, чтобы выглядеть «не хуже других», и меньше обращают внимание на свое духовное развитие — главную цель нашей жизни. Конечно же, это отражается на воспитании детей. Как объяснить ребенку, почему его сосед по парте каждый год проводит каникулы за границей, а он не всегда может даже пойти в зоопарк?
Это очень непростой вопрос. Раввины и педагоги согласны, что для нормального развития личности ребенка он не должен сильно отличаться от своего окружения. Родители должны постараться хотя бы частично обеспечить ему примерно такие же вещи и развлечения (разумеется, кашерные), какие есть у его сверстников, чтобы он не чувствовал себя хуже других. Ведь ребенок еще не имеет четкого представления о своей личности и внешним характеристикам придает не меньшее значение, чем внутренним. Очевидно, родители должны включить эти расходы в такую важную статью, как воспитание — наравне с платой за обучение. Можно выбирать вещи попроще и подешевле — как правило, дети не очень обращают внимание на бренды, если их не «просветили» в этом вопросе заботливые взрослые или сверстники, у которых головы заняты не тем, чем надо.
А что делать, если денег совсем нет? Очевидно, это часть Б-жественного замысла — любому из нас иногда бывает полезно почувствовать нехватку в чем-то и еще раз осознать, что не мы управляем своей жизнью. Мы не можем полностью избавить своих детей (и себя) от желания получить то, что сейчас недоступно. Но мы, безусловно, можем научиться и научить их быть довольными тем, что есть. Начинать, конечно же, надо с себя.
Прежде всего: ДЕТЕЙ НЕ НАДО ПОСВЯЩАТЬ В ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ — это не их дело! Достаточно, что родители об этом беспокоятся! Незрелый детский ум вместе с развитым воображением могут привести ребенка к очень нежелательным реакциям. Услышав, что у родителей «нет денег», он может понять это буквально — что скоро все умрут с голоду! Его мысли могут постоянно вертеться вокруг этого, мешая учиться, в голову начинают приходить фантастические планы, откуда взять средства — попытка справиться со стрессом. Мысль «мы нищие» не поможет ему выработать чувство собственного достоинства. Совестливые и чувствительные дети могут обвинять себя в нехватке денег: это из-за того, что они выбрасывали еду или не читали с нужным чувством Биркат а-Мазон. Более практичные могут попытаться подзаработать, чтобы облегчить состояние семьи, или даже воровать. Конечно, это экстремальные случаи, но никто не может точно знать, что происходит в душе ребенка. Ребенку надо внушить уверенность: на то, что действительно необходимо, деньги всегда найдутся!
Рав Якобзон указывает нам на одну важную закономерность: то, чему при ребенке уделяется больше всего внимания, и становится его главной ценностью. Сам собой напрашивается вывод: ПОМЕНЬШЕ ГОВОРИТЬ О ДЕНЬГАХ! Если родителей будет расстраивать не нехватка денег, а, скажем, плохое поведение ребенка, а праздничным днем будет не «день получки», а день, когда устраивают сиюм (завершают в праздничной обстановке изучение талмудического трактата), в его сознании прочно закрепится: изучение Торы и положительные человеческие качества — настоящая ценность, а деньги — только вспомогательное средство.
Если на все, что ребенок ни попросит, он слышит один ответ: нет денег, он начинает считать, что деньги — это источник всех удовольствий. Именно этого он будет хотеть и именно к этому стремиться. На самом деле, нет никакой нужды объяснять детям все наши решения — родители имеют полное право твердо сказать: так я решил, и точка! Но сказать это надо сразу, а не после того, как исчерпаются все наши неубедительные аргументы.
И самое главное — это, конечно, ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ. Если сами родители сохраняют спокойствие и радость при любых трудностях, если они полагаются на Всевышнего (битахон) и твердо верят, что пропитание человеку дает Он, а наша обязанность — только иштадлут (прилагать старание), дети примут эту позицию — ведь они по природе своей оптимисты. Никогда не мешает напомнить себе, что в «Небесных закромах» нет недостатка ни в чём, что долю одного человека не отдадут «по ошибке» другому и что все эти блага готовы пролиться на нас, как только мы будем в полной мере способны их принять. И развивать в себе и детях это ощущение надо не только во время кризиса, но и в период относительного благополучия. А то получится: родители заговорили о битахоне — значит, опять надо затягивать пояса! Благодарность за то, что есть, — это то, что делает нас достойными получить все самое лучшее!
Желаю Вашей семье благополучия и процветания — как материального, так и духовного!
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его