Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Дети, Конфликт между воспитателями
Здравствуйте! Я человек совершенно светский, но меня очень интересуют вопросы состыковки воспитания и религии, то, как дети воспринимают эту не простую, спорную, но важную часть нашей жизни. Так как мы живем в смешанном (с точки зрения отношения к религии) обществе, то и дети (с обоих полюсов), сталкиваясь с теми или иными аспектами жизни своих сверстников, порой оказываются в тупике — «как себя вести?..»
Собственно, я бы хотела задать вопрос о кашруте. Как вести беседу со светскими детьми, в семьях которых традиция не соблюдается, но сверстники которых кашрут и вообще традиции соблюдают? Яркий пример — когда перед Песахом светские семьи закупают хлеб на неделю вперед, но в школе, дошкольном учреждении ребенок слышит, что это делать нельзя! Как быть ребенку, какое мнение о поведении взрослых у него сформируется? Как сделать так, чтобы у ребенка не возникло отторжения к своей семье, с одной стороны, и с другой — появилось уважение как к религии, так и к людям с другой точкой зрения? Вообще толерантность в данном вопросе возможна, с точки зрения нашей религии? Говоря конкретно о кашруте — как, каким способом подать эту тему ребенку? Большое спасибо Вам за ответ. С уважением, Н.
Уважаемая Н,
Очень красиво, что Вы интересуетесь воспитанием детей в области еврейских традиций.
Но я хотела бы подчеркнуть одну вещь. Еврейские традиции — это не только философия, которую мы изучаем. Это повседневная жизнь и быт, в которые эта «философия» естественно вписывается. Поэтому я не думаю, что светский ребёнок, который посещает светскую школу, услышит там о запрете есть хамец (квасное) в Песах, кроме как на уроках Торы, которую в этих школах преподают как древнюю историю.
Если же школа положительно относится к еврейским традициям, родителям стоит задуматься: как дети воспринимают, что родители нарушают то, что им преподают в школе.
Забитый хлебом холодильник говорит ребёнку, что эта традиция не наша и мы себя не видим евреями. Поэтому у ребёнка возникает вопрос, в чём же проявляется его еврейство. А ответить на него без связи с традициями практически невозможно. Так как нельзя, с одной стороны, говорить детям, что мы живём в Земле, которую нам Б-г дал, и говорим на языке, на котором написаны священные книги нашего народа, а с другой стороны, демонстрировать полное безразличие к тому, что написано в этих книгах.
Поэтому меня всегда изумляет, как люди даже в Израиле стараются раздобыть ёлку, в соответствии с чужой традицией, но не могут перетерпеть несколько дней частичной, совсем не голодной диеты, когда кругом есть ТЫСЯЧИ видов кошерных на Песах продуктов.
Что касается общих объяснений вопроса о кашруте светскому ребёнку, то их можно дать на очень многих уровнях, начиная от общественного, т.е., «мы хотим, чтобы все знакомые и друзья могли есть у нас дома, а для этого мы придерживаемся правил, которые им это позволят», продолжая американским объяснением kosher is healthy («кошерно — это полезно») — в связи с этим очень многие американцы-неевреи покупают кошерные продукты. Ну и, конечно, есть еврейские философские объяснения. Например, Рамбам говорит, что заповеди кашрута воспитывают в человеке способность сдерживаться и не есть всё подряд. Или объяснение, что пища влияет на душу человека, а потому кашрут запрещает есть мясо хищников или животных, которые умерщвлены жестокими способами. Если Вам понадобятся дополнительные объяснения, их всегда можно найти и у нас на сайте, и в книгах о еврейских традициях, например, книге рава Пантелята о кашруте на русском языке.
Но самое главное тут, как я ещё раз повторяю, это попробовать почувствовать еврейские традиции путём хотя бы частичного их соблюдения. Желаю Вам воспитать своих детей как можно лучше и помочь им почувствовать свои еврейские корни.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун