Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Бааль Тшува
Недавно я слышала, что около пятидесяти процентов детей «баалей тшува» (вернувшихся к соблюдению еврейской традиции) не идут по стопам родителей. В чём причина этого явления, и как его избежать? Заранее спасибо за ответ, У.
Уважаемая У.,
Вы задали правомерный вопрос. Что касается пятидесяти процентов, не знаю, но то, что эта проблема существует — нет сомнения. Более того многие величайшие деятели религиозного мира стараются сегодня понять, что делать с явлением отхода детей от религии и почему в некоторых кругах оно распространено больше, чем в других.
Я не претендую на то, чтобы дать все ответы, но попытаюсь обратить внимание на некоторые особенности у баалей-тшува.
1. К сожалению, очень многие баалей-тшува считают, что они могут своим умом по книгам понять, как себя вести и как правильно воспитывать детей. Они не советуются с раввинами, а поэтому очень часто ведут себя с детьми чрезмерно строго или, наоборот, прощают вещи, к которым нельзя относиться снисходительно. После такого воспитания дети часто не хотят продолжать свой путь в религиозном мире или не находят себе там места.
2. Ещё одна крайность, в которую ударяются многие баалей-тшува, — это найти для своих детей «самое-самое религиозное» учебное заведение, а оно очень часто совершенно не подходит ребёнку, который пришёл из другого мира. И даже ребёнку, который родился уже после того, как родители сделали тшуву, если сами родители до такого уровня ещё не дошли. Например, я знаю, что многие баалей-тшува посылают своих детей в школы с преподаванием на идише, которые им кажутся самыми супер-религиозными, и дети просто попадают в совершенно другой мир, где над ними могут смеяться из-за самых невинных вещей. Кроме того, родители не могут помочь детям в учёбе из-за полного незнания языка.
3. Сегодня мы живём в мире, где одна из целей — это наслаждаться. Нужно уметь создать дома атмосферу, при который субботы, праздники, скромность, желание учить Тору и молиться — это удовольствие, а не серия запретов, действий из-под палки и требований повышенным тоном. Там, где это получается, детям хочется быть религиозными. Где нет — с этим сложно.
4. Многие родители пытаются осуществить себя через детей. Это плохо в любой области. Т.е. когда «мой ребёнок должен научиться играть на пианино, потому что я в детстве мечтал об этом, а у моих родителей не было материальных возможностей, а вот теперь я даю своему ребёнку», то во многих случаях дети будут ненавидеть занятия музыкой и стремиться убежать от них. Но когда это происходит в религиозной жизни, то это страшно в особенности. Т.е. фразы типа «В твои годы я не мог учить Гмару, а теперь ты в ешиве на всём готовом, а ничего не делаешь» отбивают всякое желание учиться и вообще вести религиозный образ жизни.
5. Сегодня люди очень заинтересованы в материальной стороне жизни. Многие баалей-тшува потеряли в статусе и в зарплате в процессе хазара би-тшува («возвращения»), так как прошлые профессии или места работы им больше не подходили. Если детям начинают внушать, что «мы пошли на страдания во имя религии, мы поступаемся во имя Торы», то всегда найдутся дети, которым страдать не захочется. Поэтому важно не связывать в глазах детей нашу религиозность с нашим уровнем материального благосостояния.
Поэтому есть несколько способов, с помощью которых можно предотвратить отход детей от религии: советоваться с опытными в области религиозного воспитания людьми; создавать дома приятную атмосферу; относиться к детям дружественно и ласково; не требовать от них чрезмерного, но установить чёткие рамки; выбирать для них подходящие ИМ учебные заведения, которые, может быть, не будут самыми знаменитыми и не будут повышать наш престиж за счёт детей, но будут хорошо их воспитывать. Тогда бэ-эзрат а-Шем (с Б-жьей помощью) с постоянными беспрерывными молитвами у нас есть шансы, что дети продолжат наш путь. Если же мы ведём себя неправильно, то сегодня риск — он страшный. Когда-то говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает». Один из хасидских ребе нашего поколения сказал, что это — при обычном ветерке. Но когда вокруг буря, то яблоко может улететь очень далеко.
Желаю нам всем удачи в воспитании наших детей в духе Торы.
С уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его