Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Любовь к ребенку
Добрый день! Гмар хатима това! Вопрос раббанит Ципоре Харитан.
Дорогая раббанит Ципора, очень хочу посоветоваться с Вами по поводу нашего первого и долгожданного малыша. Нашему мальчику 3 месяца (с Б-жьей помощью появился, в том числе, после Ваших добрых пожеланий). Хотела бы спросить — что самое нужное и самое важное для него сейчас? Я слышала, что важно дарить как можно больше любви и ставить границы (график, постоянные «ритуалы» перед сном).
Вот что касается любви — также прошу Вашего совета. Как его не «перелюбить»? Я уже даже с опасением ожидаю времен «свекрови», т.к. понимаю, что чувства к нему просто переливаются через край! Я могу непрерывно просто быть с ним рядом, смотреть на него, улыбаться с ним! Как не повредить ему такими бурными эмоциями? Возможно, что они сгладятся и выровняются после (беэзрат Ашем) появления других малышей?
И еще: может быть, есть какие-то «патенты» по тому, как приучать деток к «еврейским» вещам? Мы с ним говорим Шма утром и перед сном и пр. Стоит «с ним» читать Техилим или «разбирать» недельную главу, чтобы он к этому своеобразно привыкал? Или он пока маленький, и надо дать ему дорасти до всего этого, не «грузя»? Стоит ему что-то рассказывать, объяснять сейчас (я понимаю, что он еще сам не говорит), но вдруг это надо, чтобы что-то отложилось)?
Извините за кривовато поставленный вопрос. Просто это первый ребенок, с которым я так близко и тесно общаюсь).
Еще вопрос: стоит ли пробовать его оставлять с кем-то, кроме меня и мужа, чтобы он привыкал к другим людям? У нас часто бывают гости, он нормально реагирует на незнакомых людей. Но пробовать ли именно «оставлять»? Или не экспериментировать над ребенком и, пока есть возможность, быть с ним максимально самой? Большое Вам заранее спасибо!
И.
Уважаемая И.,
Очень приятно читать Ваше письмо и ощущать поток Вашей любви к ребёнку. Не беспокойтесь испортить ребёнка избытком любви. Бойтесь баловать. Объясню примером. Когда ребёнок плачет и Вас зовёт, прижмите его к себе, целуйте, говорите ему все те ласковые слова, которые Вам хочется, и дайте ему ощущение, что Вы полностью с ним. Но когда он занимает себя сам, не мешайте ему, не берите на руки, а дайте ему понять и почувствовать, что Вы уважаете его самостоятельность (даже в три месяца). В этом и разница между любовью и разбаловыванием. Любовь доставляет удовольствие ребёнку, а балование — маме. И поэтому оно бывает лишним и портит способность ребёнка к самостоятельности.
Теперь к вопросу о еврейском воспитании. Сделайте ребёнка естественным участником Ваших религиозных занятий. Т.е., например, если он не спит и вы делаете кидуш в субботу или поёте змирот, поставьте коляску, а потом стульчик возле себя. Когда зажигают свечи и он не спит, покажите их ребёнку и скажите «шабат», или «Ханука». Занесите в сукку, пусть посмотрит на украшения. Но нет никакой нужды специально обучать его тому, что он в этом возрасте ещё не способен воспринимать. Можно сказать, что в первые годы религиозное воспитание должно доставлять удовольствие, и ещё рано вводить какие-то ограничения или навязывать ребёнку занятия, которые ему неинтересны. Как известно, возраст, в котором начинают приучать к систематическому выполнению мицвот, это три года, а до тех пор считаются со степенью желания ребёнка.
Желаю видеть от него много радости и вырастить его хорошим евреем, Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его