Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Духовность, Физическое развитие
Уважаемый Рав, у меня такой вопрос. У верующих соседей семеро детей. И вот недавно, сидя на балконе, я услышал, как один из детей попросил отца повести их в цирк, на что тот ответил, что вера им это не позволяет — или что-то в таком роде. Как вы считаете, это правильно?
Знаю, что никто из его детей не занимается спортом, никогда не ходил в театр и на стадион. Я считаю, что их лишают детства, хотя и не завожу с соседом на эту тему разговор. Хотелось бы знать Ваше мнение. Спасибо. N.
Шалом, N.!
Спасибо за глубокий и содержательный вопрос! В нем чувствуется неподдельный интерес к еврейской жизни и желание помочь.
Важно знать, что родители во все времена и в любой культуре всегда желают добра своим детям.
Как определить, что для них полезно, а что нет? Пару десятилетий назад в мире стало модно давать детям самим определять, что они хотят, и считать, что это и есть то, что им полезно. Но достаточно быстро стало ясно, что завтрак, полностью состоящий из сладостей и кока-колы, полезным не назовешь.
Важно, чтобы взрослые, исходя из своего опыта и интересов ребенка, приучали его к тому, что полезно для здоровья, и помогали избегать того, что вредно. При этом есть вещи, которые можно иногда разрешить в виде поощрения, хоть они и не полезны, а есть такие, которых детям нельзя совсем.
Но если у ребенка аллергия, то даже те сладости, которые спокойно ест большинство его сверстников, родители ему не дадут. Можно ли сказать, что они его не любят? Нет, конечно. Наоборот, они заботятся о его здоровье и знают, что для него кусочек лакомства может стать большой проблемой.
Каждая культура вырабатывает свою шкалу ценностей. Это связано с различными факторами — историей, традицией и др.
Как правило, ценности одних народов не исключают ценностей других, человеку, принадлежащему к одной культуре, можно спокойно знакомиться с ценностями культуры другой. С ее радостями, удовольствиями, праздниками.
За определенными исключениями. Какими? Если есть «аллергия». Если ценности одной культуры вредят представителям другой. Так, культура употребления алкоголя, совершенно нормальная для европейцев, стала несчастьем для народов Азии, Севера и американских индейцев.
И дело не совсем в культуре: их организм не вырабатывает толерантность к алкоголю, у них алкогольное застолье тут же приводит к зависимости и достаточно быстро — к тяжелому алкоголизму и ранней смерти.
При этом молодежь, особенно в больших городах, тянется за сверстниками-европейцами. Если там есть родители, старики, они стараются уберечь, зная как это опасно. Иногда удается, а иногда молодежь им объясняют, что их взгляды устарели и надо привыкать к современной жизни. Часто это оборачивается трагедией.
Еврейская традиционная культура строится на принципе превосходства духовного над физическим.
У человека есть тело и есть душа. Безусловно, тело необходимо, важно быть здоровым, крепким, физически развитым. Но душа, ее жизнь, ее достижения намного ценнее и важнее, чем достижения тела, потому что ради достижений души человек и создан, они дают ему жизнь в Будущем мире, Олам а-Ба.
В свое время человечество выработало и другой подход, связанный исторически с Древней Грецией. Там ценилось совершенствование тела — спорт, красота. Люди хилые, даже если они были умны, считались обузой для общества. И даже было время (в Спарте), когда детей, рождавшихся больными и слабыми, убивали — сбрасывали со скалы.
Древних греков давно нет, но многие основы их культуры стали основами культуры европейской. Да и сейчас весь мир внимательно следит за Олимпийскими играми, хотя далеко не каждый знает, где находится Олимпия и как она связана со спортом.
Еврейская Традиция определяет свое отношение к греческой культуре через призму стиха в Берешит (9:27) «Да даст Б-г простор (красоту) Йефету, и да обитает (она) в шатрах Шема». Йефет, согласно Традиции, — предок греков и их преемников, Шем — предок евреев.
Греческая культура дала миру многое — красоту, заботу о здоровье и силе тела, искусство, но важно, чтобы красота служила духовному, обитала в «шатрах Шема», т.е. служила прославлению Творца.
Цирк, стадион с древних времен — места, где материальное в человеке выражается наиболее ярко, зрелищно, это привлекает. В детстве всё яркое оказывает особенное влияние, воздействует очень сильно. Но если мы хотим привить ребенку с самого детства понятие о приоритете духовного, такие яркие впечатления могут ему повредить.
Кроме того, в цирке можно увидеть много такого, что не приветствуется Галахой — еврейским Законом: нескромная одежда у женщин, соответствующие танцы и пение.
Факт, что и в нееврейском мире, где нет Галахи, но есть ограничения, например, запрет причинять страдания животным, отношение к цирковым номерам с животными со временем изменилось, и цирк, хотя и сохранился, стал другим. И дети не перестали быть детьми, хотя в цирке прыжков тигра через горящее кольцо они больше не увидят.
Можно ли сказать, что отменив опасные и жестокие номера с животными, детей лишили детства? Нет, конечно! Они просто стали более чуткими к страданиям животных. Может быть, это сделает их чуть более человечными, по крайней мере, хочется верить в это.
Очень важно, чтобы еврейские дети развивались физически, играли, занимались физкультурой. Но необходимо также следить, чтобы игры не были жестокими, чтобы физкультура не превратилась в жесткую борьбу за достижения.
Чтобы физическое развитие не шло за счет развития чуткости, щедрости, умения различать тонкие нюансы взаимоотношений, чтобы не помешало изучению Торы, ради которого нас поместили в этот мир.
С уважением, Моше Эстрин
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.