Темы: Воспитание детей, Первенец, Ита Минкина, Внутренний мир, Игры с родителями
Здравствуйте. Моей дочке (единственной) 2.4. Она, барух Ашем (слава Б-гу), очень развитая и активная девочка. Ходит в частные ясли уже второй год. Ясли нам и ей нравятся.
В последние несколько месяцев у нее появились разного рода страхи (до этого она казалась очень смелой и бесстрашной девочкой). Стала бояться разных насекомых, громких звуков (например, боится звука самолета, сирены, скорой помощи и т.д.). Появились ночные страхи (стала приходить к нам в кровать по ночам и говорит, что боится какой-то «рыбы», которая у нее в кроватке).
Стала очень бояться чужих (ее очень сложно оставить с бебиситтер и т.д.) и бояться оставаться одна в комнате — причем и ночью, и днем. Стала требовать, чтобы кто- то оставался с ней в комнате до засыпания (до этого она умела засыпать совершенно самостоятельно, без нашего присутствия в комнате).
Со временем большинство ее страхов уменьшилось: страх насекомых, громких звуков. Ночные страхи тоже прошли (нам удалось нарисовать вместе пугающую ее «рыбу» и сказать ей «до свидания»). Но остался страх находиться одной в комнате, и она не может засыпать одна. Днем она практически ходит за нами по пятам и не готова остаться одна. Я, например, выхожу из комнаты, и она почти сразу бежит за мной.
Когда она кушает, требует, чтобы обязательно кто-то сидел с ней рядом (иначе плач и истерика). Когда засыпает и днем, и ночью, — то же самое (может быть минуту-две одна в кроватке, зная, что мы скоро придем, — иначе встает и бежит к нам с плачем). Раньше такого не было, она могла играть какое-то время одна в комнате и засыпала самостоятельно. Я думаю, что у нее уже развилась привычка засыпать, только когда мы в комнате.
По-прежнему опасается чужих и часто плачет, если мы оставляем ее с бебиситтером. В яслях проблем нет, и никаких особых изменений в нашей жизни за последнее время не происходило.
Я сначала думала, что ее страх оставаться одной пройдет, и всякий раз, когда она просит, мы остаемся с ней. Но я не вижу, чтобы положение улучшалось. Мне бы хотелось избавить ее от этих страхов и приучить вновь засыпать самостоятельно (у нас нет проблемы быть с ней, когда она засыпает, но я бы не хотела, чтобы ее сон зависел от этого).
Вопрос: как правильно себя вести, чтобы помочь ей избавиться от страха? (Я поняла, что ее главный страх, когда она одна, — что мама или папа исчезнут! Или — что она услышит какой то громкий звук).
На одном из уроков я слышала, что страхи у детей надо прорабатывать. Вопрос, как это правильно сделать у детей маленького возраста? (Например: ребенок ее возраста не всегда хочет рисовать свой страх, и не всегда удается поговорить с ним по душам или обсудить страх). Спасибо! С большим уважением, N.
Уважаемая N.,
Вы правы, с малышкой такого возраста не всегда можно проработать страх: обсудить его или нарисовать. Но то, что вы сделали с «рыбой», — просто замечательно. Если работать напрямую со страхами, то арт-терапия — замечательная форма. Проблема, что дети в таком возрасте не всегда готовы к сотрудничеству. Но можно позже повторить попытку.
Вообще страхи в этом возрасте очень естественны: редкий ребенок не боится чего-то в 2-3 года. У этого страха иная природа, чем у боязни незнакомых людей в возрасте 8-9 месяцев или страха перед настоящей опасностью. У тех страхов корень инстинктивный, а в возрасте 2-4 лет появляются страхи воображаемые.
Для детей постарше самой успешной зарекомендовала себя система CBT — когнитивно-поведенческой терапии, но она больше подходит для детей 6-8-10 лет, хотя кое-какие ее методики можно применять уже с четырехлетними.
Но в возрасте Вашей девочки — чем обычно бывают вызваны эти страхи? Во-первых, в этом возрасте ребенок уже уяснил себе достаточно твердо, где проходит граница запретов и строгости. И, во-вторых, что важнее, он начал связывать выполнение того, что от него требуется, с ощущением: он — «хороший» или он — «плохой».
До этого момента ощущение «я — хороший» было для него так же естественно, как дыхание.
Теперь ребенок хочет быть «хорошим», поэтому он может залиться слезами, если кто-то кричит рядом с ним, — он будет думать, что кричат на него, что сердятся на него. В этом возрасте ребенок очень эгоцентричен: всё, что происходит вокруг, в его понимании напрямую связано с ним.
Если есть громкий звук — этот звук каким-то образом угрожает ему, «сердится на него».
Напрямую со страхами ребенка в этом возрасте работать действительно не так просто, но можно работать со страхами в их источнике. В чем источник большинства страхов такого типа? Ребёнок уяснил себе природу мира и законов общества: чтобы быть хорошим, чтобы тебя любили, нужно выполнять правила. Тогда тобой будут довольны.
Проблема в том, что ребенок подсознательно понимает: выполнять всегда всё он не может. И тогда его ощущение, что он «хороший», — в опасности. Никто не может быть всё время «хорошим». Мы сами с вами не всё время однозначно «хорошие», иногда почти, иногда чуть-чуть, когда больше, когда меньше...
Вот тут и приходят страхи: ребенок подсознательно ожидает наказания за те случаи, когда он не был полностью «хорошим», он не может их запомнить, уследить за ними, за всеми требованиями, и тогда, по его внутренней логике, — его ждет наказание!
И воображение услужливо подсказывает ему, «с какой стороны» наказание может прийти: «рыба», незнакомые люди, когда папы-мамы нет рядом, и т.д.
Что можно посоветовать?
Обычно при обилии страхов у ребенка или при их острых проявлениях я советую родителям проверить себя: в какой области воспитания запретов немного больше...
Невозможно обойтись без запретов — как в этом возрасте, так и в любом другом. Но имеет смысл проверить: может быть, мы, родители, иногда больше чем надо ругаем ребенка за какую-то провинность или, когда он сделал что-то нечаянно, не успокаиваем его?
Самое важное, чтобы родители говорили ребенку: он — хороший. Даже если чего-то не знает, не умеет пока, опрокидывает или разливает, он всё равно хороший, потом научится, когда вырастет.
Если какой-то предмет, который ребенку запрещено брать, находится в поле его зрения, лучше пока убрать этот предмет подальше, чтобы малыш не доставал.
Сложно дать рекомендации на все случаи, потому что, с одной стороны, запреты должны быть, иначе невозможно.
Но, с другой стороны, родителям важно проверить себя: может быть, запреты можно проводить в жизнь как-то иначе. Иногда мягче, иногда шутливо, иногда — предотвращая нарушение запрета заранее. И главное — не связывая их соблюдение с тем, что малыш — «хороший».
Иногда это происходит в детском саду: воспитательница говорит ребенку (даже другому): «Ты — плохая девочка»; или в садике наказывают: «сажают на стул» тех, кто провинился...
Не так просто проверить, что происходит в садике, но можно дать малышке несколько кукол и сказать, что она — «воспитательница». И послушать, как она с куклами «разговаривает»... Однако даже при очень хороших родителях и воспитательницах у детей в этом возрасте появляются страхи — это частое явление.
Хорошему сну очень помогает предварительное выполнение «ритуалов». Попрощаться с игрушками, пожелать им спокойной ночи, обойти всю комнату и всему, что там есть, пожелать спокойной ночи: это «насыщает» атмосферу комнаты уверенностью.
Когда малыш идет спать, все страхи «вылезают» наружу. Это известный факт. Так что отход ко сну стоит сделать максимально мягким. И если ребенок просит вас остаться и вам это не мешает, — да, останьтесь с ним, сколько ему нужно.
Потому что если вы уходите, дочка «понимает», что вы боитесь ее страхов так же, как она. А если вы боитесь, как же ей не бояться? А если вы остаетесь и не раздражаетесь, значит, вы не боитесь. 2-3 года — это еще очень мало, чтобы малыш мог самостоятельно справиться со своими страхами.
Бебиситтер
Первое условие — стараться, чтобы это была одна и та же девушка, к которой ребенок привыкает. Максимум две, но лучше одна — постоянная, когда вам нужно уйти.
Второе: сначала попросите ее прийти раз или два, когда Вы дома, пусть поиграют, малышка ее узнает и привыкнет к ней. Объясните это девушке-бебиситтеру и заплатите ей за это время. Это может быть час или полчаса — два раза. На третий малышка уже будет позитивнее к ней настроена, когда Вам понадобится уйти из дома.
Третье: если Вы можете уложить малышку спать до того, как приходит знакомая ей бебиситтер, тем лучше.
Работа со страхом громких звуков
Превратите это в игру:
1. Возьмите какой-нибудь прибор, который сильно шумит, например, пылесос или кухонный комбайн.
2. Сообщите дочке: «Сейчас он скажет громко: УУУУУУУУ!». И скажите с ней вместе громко: «УУУУУУ!» И так несколько раз.
3. Скажите: «А теперь он скажет УУУ». И включите с ней вместе на несколько секунд.
4. Спросите у дочки: «Как он сказал громко?» Скажите с ней вместе, подражая громкому звуку: «УУУУУ!»
И так — несколько раз с разными приборами, издающими громкие резкие звуки. Если ей не нравится эта игра, оставьте ее и перейдите для начала к менее громким и резким «УУУ», а потом постепенно доберетесь и до по-настоящему громких и резких: удар половником по крышке кастрюли, включение кухонного комбайна и т.д. Главное — превратить это в игру. И «второе главное» — чтобы девочка сама включала агрегат или «руководила» им.
Страх, что папа или мама исчезнут
Избавиться от этого страха помогает игра в прятки. Тут надо действовать очень медленно и постепенно. Например, Вы на секунду прячете голову под одеяло — и тут же голова появляется снова! Или Вы прячетесь за стул так, чтобы Вас точно было видно. и т.д. Никогда не прячьтесь так, чтобы ребенок Вас не видел совсем.
Если Вы прячетесь в соседней комнате (когда постепенно дойдете до этого этапа), то так, чтобы, зайдя в комнату, малышка Вас сразу увидела…
То есть сложность наращиваем очень постепенно: чуть дольше прячемся под одеялом и т.д. Но сложность всегда меньше, чем нужно для того, чтобы ребенок испугался. Всё остается в рамках игры, приятной и главное — предсказуемой для малыша игры.
Удачи Вам, терпения и здоровья всей семье.
С уважением, Ита Минкина
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его