Темы: Воспитание детей, Безопасность, Дошкольники, Внутренний мир, Установление границ
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с какого возраста ребенку нужно объяснять (т. е. с какого возраста он способен понимать), что не со всеми вещами можно играть, не все шкафы можно открывать?
И как до наступления этого возраста нужно реагировать, когда ребенок делает что-то, что ему нельзя (т. е. небезопасно для него или создает много сложностей/работы взрослым)?
(По возможности вещи переложили повыше, чтобы было меньше поводов делать ребенку замечания. Вопрос от мамы ребенка, которому год). N.
Уважаемая N.,
Думаю, что маме придется набраться терпения еще на некороткий срок, поскольку ребенок в это время не «хулиганит», не «мусорит» и не «шалит», а исследует мир и делает открытия.
Считаю, что вы повели себя правильно, убрав всё, что опасно и бьется, но избавиться от работы по складыванию вещей можно, только посадив ребенка в клетку. Это действительно очень утомительно для взрослых, но никакие разговоры о порядке и даже, не дай Б-г, физические наказания не помешают ребенку лезть в шкафы и вытаскивать оттуда вещи. Потому что для него это — лаборатория научных исследований.
Только так нормальные дети постигают, что происходит в окружающем их мире. И если мы сковываем ребенка, мы мешаем его интеллектуальному развитию. А так как каждый родитель хочет, чтобы его дети были умными и развитыми, он должен понимать, что это — цена, которую он платит за их развитие.
Понятно, что это нелегко. Но если мы себе говорим: «Сейчас я позволяю ему развить свои способности и готовлю его к удачной учебе в школе и дальше», то цена не покажется нам такой высокой.
Обычно так называемые «очень спокойные дети» несколько апатичны и, когда им три-четыре года, в садиках начинают жаловаться, что они несколько отстают от других детей в развитии. Так что как раз ребенок, который тихо сидит на одном месте, должен вызывать беспокойство.
Что касается опасных предметов, то нельзя оставлять ребенка без присмотра, так как он еще совершенно неспособен понять, в чем заключается опасность.
Классический пример, как дать понять, что предмет опасен, в тех случаях, когда это доступно: дотрагиваются пальчиком ребенка до горячей печки. Обычно этого достаточно, так как наш годовалый исследователь чувствует боль.
Но, к сожалению, с большинством предметов это сделать невозможно. А поэтому существует целый ряд правил техники безопасности, которые нужно соблюдать так, как мы соблюдаем строжайшие запреты Торы.
Типа: ребенок НИ НА СЕКУНДУ не остается один возле ёмкости с водой (даже ведра для мытья полов). Все электрические розетки находятся выше вытянутой вверх ручки ребенка двух-трех лет. Все химикаты и лекарства заперты на замок. Все острые предметы лежат на высоких полках или в высоких ящиках. При переходе улицы ребенок ПРИСТЕГНУТ в коляске или его крепко держат за руку, и т. д.
Перечисляю эти пункты потому, что, к сожалению, врачи говорят: абсолютное большинство несчастных случаев с детьми происходят дома…
Так что быть мамой годовалого ребенка — это колоссальная ответственность. И только в районе шести-семи лет, когда у детей начинает развиваться абстрактное мышление, можно им объяснить, в чем заключается опасность, которую они не видят.
Желаю маме много материнских сил.
С уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его