Темы: Воспитание детей, Скромность, Ципора Харитан, Любовь, Дошкольники, Младшие школьники
Здравствуйте, уважаемые консультанты. У нас возникла такая ситуация. Моей дочери 6 лет, она старшая, кроме нее есть трое мальчиков, старшему 5. У наших друзей, с которыми мы обычно гуляем и ходим на субботу, тоже сыновья возраста 5 и 6 лет.
И вот между детьми возникла симпатия или даже детская любовь. Однажды, гуляя на одной площадке, они держались за руки, до этого этот мальчик говорил (в другой раз), что это его невеста. Ей, конечно же, нравится такое проявление внимания.
Как правильно реагировать на это? Стоит ли перестать общаться? Потому что, когда это было замечено впервые, я стала реже приглашать их на прогулки. Как быть с днями рождения мальчиков? Ведь та семья приглашает, и другая, и в общине все встречаются семьями. Девочка знает, что есть понятие цниют (скромность), и мы объясняем ей постоянно об этом. В общем, как быть и что сказать? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Поведение, которое Вы описываете, — АБСОЛЮТНО нормативное, ни в чем не нарушает рамки цниюта (скромности). И вполне можно увидеть соседских детей разных полов в возрасте Вашей дочки, которые дружно играют вместе и строят далекоидущие планы на счастливое семейное будущее.
Поэтому реагировать на это важно абсолютно спокойно, с юмором, а не со страхом и цинизмом. И, с Б-жьей помощью, если дети будут расти и развиваться нормально, то в возрасте 9-10 лет, когда это и существенно по Галахе (еврейскому Закону), Вы сами увидите, как они потихоньку отдаляются друг от друга.
Такая «невеста» была у моего брата, такой «жених» был у моей дочери, и никого это абсолютно не смущало в глубоко ортодоксальном обществе, где дети, естественно, учились раздельно.
То, что нужно запрещать из соображений цниюта, — это любые игры, которые носят «более половой» характер, то есть раздевание, демонстрация обнаженных частей тела друг другу — то, что мы называли в детстве игрой «в доктора».
Кроме того, не позволяйте, когда вы у них в гостях или они у вас, детям запираться в комнате одним и играть даже в невинные игры, потому что это может без всякой задней мысли с их стороны перейти в совместное лежание на диване и обнимашки. А это уже та граница, которую переходить не надо.
Но совместные игры на открытом воздухе или в доме под легким присмотром родителей вполне дозволены.
Кстати, хотела добавить, что если мальчики пяти и шести лет демонстрируют друг другу некоторые части тела, это тоже нормативно с психологической точки зрения, но такие игры нужно останавливать со словами, что это нескромно и некрасиво (но без нервов и крика).
Обычно дети, которые в таком раннем возрасте играют со сверстниками обоих полов, потом растут совершенно здоровыми, нормальными и скромными, когда приходят к предподростковому возрасту — 9-10 лет.
Галаха и установила именно в этом возрасте более строгую «воспитательную» границу, когда, например, мальчику уже нельзя уединяться с девочками и женщинами.
Желаю Вам много радости от детей и вырастить их скромными, чистыми и хорошими.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»