Темы: Ципора Харитан, Помощь, Братья и сестры, Взрослые дети, Воспитание самостоятельности, Зависимости
Здравствуйте, мне 21 год, и несколько месяцев назад я начал неплохо зарабатывать в интернете. Мой старший брат, 25 лет, увидел это и тоже захотел этим заниматься, но проблема в том, что он в этом не разбирается и мне приходится учить его и подталкивать во всем. Иногда у нас на этой почве даже есть ссоры, я хочу ему помочь, но такое ощущение, что мое желание помочь ему — сильнее, чем его желание учиться.
Как мне быть? Стоит ли мне его и дальше подталкивать? Потому что я чувствую вину, когда не помогаю ему, но в то же время меня очень бесит то, что он сам не особо хочет этого на деле, а только на словах.
Я скоро планирую уехать в другой город, поближе к своей команде, но очень переживаю за брата, потому что он ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь. Хотя постоянно жалуется, что хотел бы, чтобы всё было по-другому. И плюс ко всему он курит марихуану, я переживаю за него, чтобы он окончательно не впал в депрессию и не опустил руки.
Подскажите, как мне быть, я не знаю кто прав, кто виноват. С уважением! N.
Уважаемый N.,
Правых и виноватых тут нет. Но есть неотменимое правило: нельзя дать тому, кто не хочет брать.
Вы можете предлагать помощь и стараться помочь, когда Вас об этом просят. Но если человек сам не заинтересован, то на мотивации другого далеко не уедешь.
В Торе сказано: когда человек видит, что осел ближнего упал под тяжестью груза, нельзя пройти мимо, необходимо помочь хозяину разгрузить осла и поднять его (Дварим 22:4).
Но всё это — только в том случае, когда владелец осла сам старается помочь разгрузить и поднять животное. Если же хозяин отошел в сторонку, сел загорать и говори т себе: «Ну, нашелся помощник, работает — вот пусть и работает дальше», то человек освобожден от обязанности помощи и может уйти.
То есть, Тора говорит нам, что человек может и должен помогать, только когда сам «объект помощи» проявляет инициативу.
Поэтому вряд ли Ваша помощь брату сможет его продвинуть, если только он сам не возьмет себя в руки.
Что касается марихуаны: опять-таки, Вы не можете сделать так, чтобы он прекратил курить. Но, конечно же, Вы можете молиться за него и просить Всевышнего помочь брату преодолеть свои слабости. И можете быть рядом (не обязательно физически), чтобы поддержать и помочь — когда брат этого захочет.
Но чересчур много людей ждут от других, чтобы те «захотели за них». А так невозможно. И боюсь, что, судя по Вашему описанию, брат пока относится как раз к этой категории людей.
Поэтому перестаньте мучить себя угрызениями совести. К сожалению, не всё, что мы хотим, в наших руках — особенно, когда это касается жизни других.
С уважением и пожеланием устроить свою жизнь и увидеть, как брат начинает контролировать свою, Ципора Харитан
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Натан Агрес
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления