Темы: Воспитание детей, Поощрение, Ита Минкина, Критика, Младшие школьники, Самооценка
Добрый день! Вопрос связан с поведением сына, 7 лет. Ребенок ничем не увлекается, если только хоть немного не получается какое-то дело — бросает тут же. Есть слух, приглашали заниматься музыкой — нет, петь — нет. Любит математику, шахматы, но как только проигрывает — всё, никогда не буду играть! Немного неуклюжий, проигрывает в спортивных играх, но заниматься и учиться не хочет. Стал смотреть спорт по ТВ, «шикарный» болельщик.
Что делать, как ему помочь?
И ведь никогда его не ругали за неуспехи, всегда стараемся помочь научиться... Спасибо. N.
Здравствуйте, уважаемая N.,
Вы задаете очень важный вопрос, который тревожит многих родителей — особенно родителей способных детей.
Судя по тому, что Вы описываете, Ваш способный и умный мальчик проявляет все признаки перфекционизма — стремления к полному совершенству во всём, что он делает. Такое свойственно многим детям, а также взрослым, у которых есть представление: всё в жизни и всё, что они делают, должно быть Идеальным, без изъянов. А если есть изъян — то дело проиграно, игра не стоит свеч.
От этого не избавиться в два счета, поскольку придется прививать ребенку понимание, что жизнь — это не черное-белое, что в жизни есть место ошибке, оплошности, мы люди, а не роботы или ангелы, и всегда есть место для второй попытки, для третьей, для пятнадцатой и для двадцатой.
Вы пишете, что никогда не ругаете его за неуспехи, всегда стараетесь помочь научиться. И это прекрасно, так хорошие родители и должны себя вести. Но в данном случае стоит добавить еще один важный момент. Хвалите его за само занятие, а не только за успехи, проявляйте внимание к самому занятию.
Если видите: что-то в том, что он делает, могло бы быть лучше, — ВОЗДЕРЖИТЕСЬ ОТ ЗАМЕЧАНИЯ. Да, сын, возможно, делает это не самым лучшим, идеальным образом, но делает же.
Поэтому похвалите, но не нажимайте сильно на похвалу. Иногда усиленная похвала заставляет ребенка чувствовать себя неловко: он начинает опасаться, что у родителей высокие стандарты, которым он не сможет соответствовать.
Поэтому важно, чтобы похвала была спокойной и выражала Ваше удовольствие от того, что Вы видите: «Мне нравится то, что ты делаешь», «Мне приятно смотреть».
Не говорите ему: «Вот если бы ты еще научился ферзем ходить как следует и не торопился, ты бы уже намного лучше играл, чем сейчас». То есть похвала не должна содержать никакого скрытого замечания.
Мальчикам важно знать, что дома их ценят и проявляют уважение к тому, что они делают. Так что чаще выражайте ему просто удовольствие от его присутствия: похлопывайте по плечу, гладьте или слегка теребите макушку — если ему приятны прикосновения, — обнимайте его или, например, жмите руку за удачную мысль или идею.
Он должен понять и прочувствовать, что Ваши симпатии на его стороне — независимо от того, каких успехов он добился или не добился на каком бы то ни было поприще. Это снимет с него напряжение, возникающее от стремления быть «идеальным ребенком» в ваших глазах, и даст смелости продолжать начатое, несмотря на «угрозу» поражения или неудачи.
Ведь продолжать действовать, зная, что можно потерпеть поражение, совершить ошибку, допустить промах, может только тот, кто уверен, что его самооценка и, что не менее важно, родительская «оценка» от этого не пострадает. Ребенок должен быть уверен, что родители не ждут от него «идеального» результата. Родители будут довольны и «хорошим» результатом. Мама не будет расстроена или разочарована, если ребенок проиграет или допустит промах. Мама любит его просто так.
Это даст ему уверенность в себе, так важную для мальчика, а отсюда — и волю продолжать начатое.
С уважением, Ита Минкина
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Натан Агрес
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления