Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Развод, Братья и сестры, Младшие школьники, Общение с детьми
Здравствуйте, уважаемые консультанты! Очень прошу совета в сложившейся ситуации. С Б-жьей помощью, постараюсь описать. Я три года как в разводе. Двое детей (9 и 12 лет). У бывшего мужа новая семья. Месяц назад родилась малышка. Мы расстались без войны и сохранили спокойные отношения. Общаемся по вопросам о детях.
Пока он жил в нашем городе, дети полнедели жили у мамы, полнедели у папы. Теперь бывший муж переехал в ишув (поселение) и дети ездят на выходные к папе. Новая жена умная и состоятельная женщина. У них дом, лошади, собака и малышка.
Мне не завидно. Я довольна своей жизнью. Мне тоже Б-г послал спутника жизни — доброго, заботливого, достойного человека. Планируем хупу (свадьбу). С детьми он тоже очень старается, и у них сложились хорошие отношения.
Проблема в том, что дочь недавно рассказала, что хочет через полгода на пятый класс перейти в школу в ишуве у папы и на Шабат приезжать ко мне. Это значит, что она не будет видеть брата практически вообще и меня очень редко. По профессии на выходных я часто не дома. У меня всё это не складывается в голове.
У нас с ней тёплые близкие отношения. С моим женихом она тоже хорошо дружит. Много раз говорила, что он ей нравится. Я спросила ее, почему она так хочет. Она сказала, что скучает по сестре, по собаке, по лошади. Хочет чаще кататься на лошадях. Что ей нравится жить на природе. Бывший муж поддерживает эту идею. Говорит, что она сама должна решать. Ему это удобно.
Я другого мнения. Я в ужасе. Ребёнок не должен брать на себя ответственность за такие важные решения. Неужели такому маленькому ребёнку может быть лучше вдалеке от мамы?
Ирония судьбы. Мой будущий муж тоже из йешува, и мы могли бы переехать и жить на природе. Сын категорически против. Малыш, Б-г даст, надеюсь тоже появится.
Как относиться к сложившейся ситуации? Я надеялась, что тема сама пройдёт, но она возвращается. Пожалуйста, подскажите, как повести себя мудро и сохранить близкие отношения с дочкой и не потерять ее. Спасибо. С уважением, N.
Уважаемая N,
Я понимаю как мать Ваши чувства, но, если Вы будете жестко настаивать, чтобы девочка осталась с Вами, то вызовете ее недовольство и сопротивление.
Думаю, Вам надо дать ей поехать к отцу на месяц в начале летних каникул. И сказать, что после этого вы вернетесь к разговору о том, что будет в следующем году. Лошади, собаки и младенец — это всё очень мило и привлекательно на выходных, но важно, чтобы девочка поняла: в любых отношениях есть и будни.
Она еще не пробовала скучать по Вас и брату и еще не понимает, сможет ли длительный период жить с чужой женщиной, даже очень хорошей, вместо мамы. Поэтому надо ей дать всё это попробовать на практике. И, возможно, она убедится, что переезжать не стоит. Если же не убедится, я сильно сомневаюсь, что ее можно будет удержать силой; к тому же, отец поддерживает ее решение.
Что касается вашего переезда в йешув, попытайтесь понять, почему сын этого так не хочет, и предложите такой же эксперимент ему. Возможно, после месяца деревенской жизни он изменит свое мнение. Во всяком случае, необходимо дать детям посмотреть, как будет выглядеть осуществление их фантазий в реальности.
Кроме того, Вы пишете, что у Вас, с Б-жьей помощью, тоже должен появиться ребенок. Возможно, его появление будет для Вашей дочери дополнительной причиной остаться с мамой — и новым братиком или сестричкой.
Кроме того, молитесь Всевышнему, чтобы девочка почувствовала, как Вам не хочется с ней расставаться. Надеюсь, что всё сказанное поможет найти правильный баланс взаимоотношений в этой непростой ситуации.
С уважением и пожеланием радости от детей и счастливой семейной жизни с Вашим избранником, Ципора Харитан
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.