Когда пришли посланники Всевышнего к праотцу Аврааму и спросили: «где Сара, жена твоя?», он ответил им: «Вот, в шатре» (Бэрейшит 18, 9).
Этот стих обсуждается в Гмаре (Бава Мециа 87 б): «[Это сказано,] чтобы показать, что Сара, наша праматерь, скромной была. Сказал рав Йеуда, что слышал от Рава (а некоторые говорят — от рабби Ицхака): знали ангелы служения, что праматерь Сара в шатре была. А зачем же спросили? [Чтобы обратить внимание Авраама на то, что она] в шатре — чтобы муж полюбил её [ещё больше из-за её скромности]».
Рав Хаим Шмулевич пишет об этом в своей книге Сихот Мусар:
Праотец Авраам и праматерь Сара в момент прихода посланников Всевышнего, были уже в преклонном возрасте, Аврааму было 99 лет, а Саре 90 лет. Они вместе прожили долгую жизнь, любя и уважая друг друга. Позже они стали отцом и матерью еврейского народа. Святость и величие праотца Авраама и праматери Сары были не меньше, чем у самих посланников Всевышнего!
Но! Даже их любви друг к другу требуется постоянная поддержка извне, со стороны «посланников Всевышнего».
Отсюда можно сделать два очень важных вывода.
Первый: насколько каждый из нас обязан! постоянно! заботиться и поддерживать мир и любовь в своём доме!
Второе — насколько можно и нужно стараться поддерживать мир и любовь в других семьях, пусть даже «случайно» брошенным словом.
Один из учеников величайшего праведника нашего поколения, машгиаха ешивы «Мир» рава Йехезкеля Левенштейна спросил у своего учителя: «Что я должен делать для поддержания любви и мира в своём доме»? Нужно заметить, что спрашивающий на тот момент был много лет женат, успел женить большую часть детей. Более того, он сам уже был раввином и даже главой ешивы и воспитал не одно поколение учеников.
Рав Йехезкель ему ответил: «Ты спрашиваешь, что делать для поддержания любви и мира в своём доме?! Необходимо каждое утро, вставая, думать: что я могу сделать для любви и мира в доме?».
Перевёл и обработал текст Гециль Офенгенден