По словам Виленского Гаона, брак не достигнет своего предназначения, пока между мужем и женой не возникнет достаточно сильная эмоциональная связь, пока они не будут ощущать себя двумя частями единого организма. Мудрецы учат нас, что первоначально мужчина и женщина представляли собой единое целое: лишь впоследствии Творец разделил их на два существа.2 Замысел Б-га заключался в том, что в конечном итоге они будут представлять собою две независимые сущности. Зачем тогда Он создал их единым целым? Не проще ли было с самого начала создать их двумя отдельными существами? Виленский Гаон дает этому такое объяснение: «…Творец создал их как одно целое, чтобы между ними возникли любовь и родство более сильные, чем между братьями или другими родственниками; чтобы они без преувеличения чувствовали себя частями одного тела». Другими словами, хотя замысел Б-га состоял в том, чтобы мужчина и женщина воплотились в двух сущностях (что Он в итоге и сделал), вначале Он создал их единым организмом, чтобы вызвать в них постоянное ощущение принадлежности к единому целому. Мужчина и женщина существуют раздельно, но в их подсознании осталось ощущение былого единства, что способствует возникновению между ними любви, глубже которой нет на свете. Почему же глубокие эмоциональные связи между мужем и женой настолько необходимы для человеческого существования, что Б-г добавил в процессе создания человека еще один этап, чтобы быть твердо уверенным в развитии этих связей? Давайте вспомним, что предназначение брака — предоставить человеку возможность побороть склонность к самопоклонению и переключиться на заботу о других.4 Человек был создан, чтобы служить Всевышнему, но он научится этому лишь при условии, что перестанет заниматься самопоклонением. С этой точки зрения, сила, заключенная в эмоциональных связях между супругами, жизненно важна для человеческого существования, ибо способствует достижению человеком цели своего создания. Другими словами, супружеская любовь — необходимое условие жизни человека, основной способ научить его заботиться об окружающих. Сотворение способности к такой любви не менее важно, чем само создание человека, и именно поэтому Б-г добавил еще один этап в процесс его создания.
Возникновение любви
С чего следует начать, чтобы возникли такого рода отношения? К счастью, и на этот счет мы находим рекомендации у Виленского Гаона. По его словам, существует четыре побудительных начала (или катализатора) любви: а) мы любим того, кто доставляет нам физическое наслаждение; б) мы любим того, кто помогает нам выполнить свое предназначение; в) мы любим того, в ком видим благородство характера; г) мы любим безо всякой осознанной причины, любим просто потому, что чувствуем, как любят нас.5 Для возникновения любви в браке требуется действие одного или нескольких катализаторов. Кажется, что полюбить так просто, и можно только недоумевать, почему так много людей в этом мире ненавидят друг друга. Это происходит потому, что перечисленные четыре катализатора работают лишь при соблюдении четырех предварительных условий: а) когда мы способны чувствовать благодарность (необходимо для случаев «а» и «б»); б) когда у нас в жизни есть цели (необходимо для случая б); в) когда мы не столь озабочены нашим собственным эго и ничто не мешает нам распознать добрые качества в окружающих (необходимо для случая «в»); г) когда мы способны поверить, что кто-то любит нас (необходимо для случая «г»).Истинная любовь так редко встречается потому, что эти предварительные условия противоречат нашему природному эгоизму. Но если мы направим наши усилия на выполнение этих условий, любовь между мужем и женой (а также между всеми людьми) будет встречаться повсеместно. Следующая глава поможет понять, что мешает нам исполнить первое предварительное условие — испытывать чувство благодарности.
Примечания к главе 11
1. Виленский Гаон, Комментарии к Мишлей 9:10.
2. Ктубот 8а, Эрувин 18а, логически вытекает из интерпретации Гаоном этих талмудических отрывков.
3. То же, что и ссылка 1.
4. Смотри главу 2.
5. Виленский Гаон, Комментарии к Шир Аширим 5:2, Ахоти (моя сестра) относится к любви, основанной на утилитарной выгоде, обычная причина любви в семье. Раяти (мой супруг) относится к любви, основанной на получении удовольствия. Йонати (моя голубка) относится к взаимной любви без какого-либо конкретного повода. Тамати (моя совершенная) относится к любви, основанной на признании благородных качеств. (В тексте комментариев имеется ошибка, как то следует из Ликутим, аd loс.)
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами