Темы: Мировоззренческие вопросы, Ита Минкина, Самосовершенствование в браке
Шалом! Спасибо, что отвечаете так подробно и терпеливо на вопросы. А вот еще возник такой вопрос: как быть с понятием битахона, согласно которому, вроде бы, достаток человека никак не должен быть связан с тем, сколько усилий он прилагает, чтобы заработать. Ну, то есть, работает человек или не работает, а учится вместо этого, — должны получать по запланированному бюджету на небесах. Так?
А почему все-таки известно, что статистически — и не надо говорить об исключениях, они не показатель — программисты получают больше, чем аврехим? И не уходят у них все деньги на зубных врачей, как любят говорить на керувных семинарах, а живут они в среднем богаче. Да и в Геморе где-то было видно, что те, кто учат Тору, бедны. Как же так? Простите за наплыв эмоций, но, заострив вопрос, я надеюсь, что вы тоже заинтересуетесь и ответите по существу. Спасибо. N.
Уважаемый N.,
Cпасибо за интересный вопрос. Как всякий вопрос, затрагивающий область духовного, он многогранен и, если так можно сказать, многоступенчат. То есть, когда мы заканчиваем рассмотрение одной грани, то начинаем видеть другие. Или, разобравшись, поднимаемся на новую ступень, а через какое то время появляются новые вопросы, потому что на достигнутой ступени мы начинаем различать следующие. И все мы, так или иначе, находимся в той или иной точке поиска...
Известно — так написано в наших книгах, — что каждой душе, спускающейся в этот мир, перед рождением показывают ее будущую жизнь во всех деталях (кто будут родители, жена/муж, все обстоятельства). И душа соглашается на это, так как это соответствует тому исправлению, которое она должна пройти в этом мире. И все обстоятельства подходят именно для того, чтобы служить условиями ее исправления.
«Исправление» не в смысле «трудовая колония», речь идет о том, что душа должна раскрыть в себе новый уровень постижения Творца, Его путей, святости. И это должно быть именно ее постижение — этой души.
Кроме того, душе показывают, будет она жить в богатстве или в бедности, показывают долю страданий и радости, которая ей суждена. И душа соглашается, потому что это поможет ей постичь то, что она должна постичь. Ей (раз уж мы приняли за отправную точку уровень обеспеченности) даются свойства характера и способности, с помощью которых она, живя в этом мире, займет то положение, которое предполагают эти данные (или их отсутствие).
Душа получает и все, что этому сопутствует: нужные связи в нужное время или способность их устанавливать. И если, скажем, она получает таланты, но не получает сопутствующих «моментов» (связей, харизмы и т. п.), то и это входит в план — как часть условий для того познания себя и Творца, той духовной и материальной работы, которую она (душа) должна в этом мире проделать.
Получается (с одной стороны), что люди, избравшие изучение Торы основным занятием, ничего в своем материальном положении по большому счету не изменили. Иными словами, если этой душе суждено жить в бедности, то, даже избрав другой путь, бедности она бы не избежала. Но, избрав путь изучения Торы, она получит награду. И награда того, кто изучал Тору в бедности, выше. То есть душа этого человека должна пройти свой путь именно в таких условиях.
Возьмем другой случай, когда духовная работа человека в этом мире — преодолеть зависть и исправление его души — ОСВЯЩАТЬ И ПРОСЛАВЛЯТЬ ИМЯ ТВОРЦА, ОСОЗНАВАТЬ ЕГО МИЛОСТЬ И ЛЮБОВЬ — НЕ СРАВНИВАЯ СВОИ УСЛОВИЯ С УСЛОВИЯМИ ДРУГИХ. При любых условиях жизни такой человек всегда бы испытывал зависть и сравнивал себя с другими. Но, если он изучает Тору, то его шансы понять и раскрыть свой путь, исполнить работу своей души намного выше и страданий, связанных с завистью, ему нужно будет пройти намного меньше.
В этом случае бедность — не обязательное условие и молитвой или добрыми делами он может улучшить свое материальное положение. Решение о его материальном положении в Рош а-Шана может быть изменено, и он получит достаток. И немало тех, кто изучает Тору, живет в достатке. Они родились в богатой семье, получают ренту и т. п.
Талмуд рассказывает о раби Ханине бен-Досе, которому, как известно, для пропитания хватало горсти плодов рожкового дерева от субботы до субботы. Он молился со всей силой, чтобы изменить судьбу, так, что Б-г сказал ему: «Ханина, сын Мой, для того, чтобы выполнить твою просьбу, Мне нужно разрушить этот мир и сотворить другой».
То есть, иными словами, этот путь — бедность — был обязательным условием для работы его души. И, поскольку все души связаны и неотделимы друг от друга, невозможно изменить исправление одной души, не изменив исправление других.
Следующее, возможно, — только мое предположение: душе Ханины бен-Досы были присущи такие гармония и совершенство, что для ее исправления было абсолютно неважно, что он ест — рожки или ананасы. Ведь очень часто человек стремится к чему-то материальному, скажем, к еде, не только потому, что голоден, но и потому, что испытывает огромное внутреннее беспокойство.
Испытывает тягу к чему-то, чего у него нет, глубинное и раздражающее ощущение своего несовершенства, несостоятельности. И именно для того, чтобы доказать себе и другим: у него все замечательно, все прекрасно, ему и нужны ананасы, новая машина, поездки за границу и т. д., список длинный.
Но, кажется, мы ушли немного в сторону от Вашего вопроса. Предположим, что путь души раби Ханины — это такая гармония с собой, с Творцом, со всем миром, что, ешь он рожки или что-то другое, это ничего не изменило бы, но не изменило бы «в хорошем смысле». В плодах рожкового дерева он чувствовал все вкусы, какие только существуют. Ведь в одном творении Всевышнего отражается всё сотворенное.
Иногда человеку суждена бедность как его доля страдания (не как именно бедность), но он усиливает страдание: например, становится грубым и раздражительным или мелочным и скаредным. Тогда у него портятся отношения с женой, страдает воспитание детей. И он ошибочно полагает, что такова воля Творца и такова его судьба. Но — это он сделал сам, своими руками.
И когда в его жизни происходит что-то хорошее (относящееся к положенной ему доле радости), он «топит» эту радость в чаше страданий, говоря: «Чего это стоит, если у меня то и то плохо?» или «Это просто ерунда, мне от этого ни холодно, ни жарко!» Этого опасались наши мудрецы в ситуации испытания бедностью и молились, чтобы не страдать от «дикдукэй аниют» — явлений, сопутствующих бедности (см. выше). Именно они делают человека по-настоящему несчастным, такой человек отравляет себе и близким не только жизнь, но и ту радость, которая им отпущена, лишает себя и их возможности радоваться жизни.
С другой стороны бедность определяется и как милость Творца. Это — возможность уделить внимание духовному аспекту жизни, раскрытию и осуществлению «вечной» части своей души. Что, согласитесь, крайне затруднительно сделать, изучая проспекты курортов. А так как самостоятельно человек не смог бы, скорее всего, отказаться от изучения проспектов, от хлопот, связанных с выбором и поездками, будь у него такая материальная возможность, то милость Творца в том, что у него этой возможности нет.
Это отношение Творца к тем, кто учит Тору. Но в каждом конкретном случае Его отношение проявляется по-разному, и среди них есть те, кто живет в достатке или в богатстве — и в этом их духовная работа.
Программист живет лучше, чем аврех, потому, что таковы условия работы его души, а также — способности, возможность оплатить и завершить обучение и т. д., и т. п. Но и у него, как у каждого человека, живущего на этой земле, есть своя индивидуально рассчитанная доля страдания и радости.
Он может получить свою долю сотней других способов — не обязательно через бедность или богатство. Это может быть радость или страдания в супружеской жизни, в отношениях с родителями, подрастающими детьми, в отношении к самому себе и своему месту в мире и т. д. Заметьте: эту радость и страдание трудно оценить со стороны, посторонним взглядом. Это то, что человек склонен хранить в себе...
И вполне может быть, что аврех, живущий в бедности, достигнет большей гармонии с собой, больше преуспеет в своей духовной работе, поэтому будет более терпелив и приветлив с женой и детьми. Конечно, ему в той или иной мере будет мешать бедность, но — только как жизненное обстоятельство, а не как определение его сущности и его места в мире.
То есть, говоря упрощенно, такой аврех может быть более счастлив, чем живущий в достатке программист, которого сводят с ума досадные мелочи существования, у которого проблемы в отношениях с семьей, партнерами и т. д.
Может быть и наоборот. Программист, если он знает и заботится о работе своей души, видит в раскрывающихся перед ними возможностях милость Творца и рад служить Ему, находится в более выгодном, в духовном смысле, положении, чем аврех, которого снедают беспокойство и раздражительность, у которого, не дай Б-г, нет гармонии и радости в изучении Торы.
Добавим: иштадлут (собственные усилия человека) уместен и, более того, необходим. Это необходимое условие человеческого существования в нашем мире: духовное (милость Творца) приходит через материальное. Он поместил нас в такие условия.
Но каждый, независимо от прилагаемых усилий, получает то, что, в конечном счете, должен получить согласно своей «программе». И с программиста, если он получил лишнее, «снимается» избыток, как и с авреха. Но у программиста изначально планка заработка выше — настолько, насколько это соответствует пути его души в этом мире, ее работе и тому, что было «определено» этому человеку в Рош а-Шана.
Надеюсь, что в какой-то мере смогла ответить на Ваш вопрос. Если не до конца, то... поиск всегда занимателен ))
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский