Темы: Любовь, Муж и Жена, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке
Добрый день! Мучает в последнее время вопрос: что такое любовь? Должна ли она проявиться с «первого взгляда» (с первых встреч, общения, проведенного вместе досуга), когда человек больше не хочет отпускать другого человека и делает все, чтобы связать свою жизнь с ним? (Особенно, касается ли это только мужчин или людей обоего пола? У меня сложилось впечатление, что женщине в любом случае не стоит ярко проявлять инициативу и быть принимающей стороной до создания семьи. Ошибочно это мнение или нет?) Или любовь — это прагматическое понятие, подразумевающее определенный набор действий в отношении другого человека на протяжении большого количества лет семейной жизни? И говорит ли что-то Тора о любви? У меня создалось впечатление, что Всевышний желает, чтобы евреи рожали детей в еврейской семье, что жена — это «друг напротив». А о любви между мужем и женой и какой она должна быть, и какой ее хочет Всевышний, я ничего не слышала… N.
Уважаемая N.!
Вы описали два противопоставленных явления, и, наверное, сами понимаете, что настоящая любовь не является ни тем, ни другим. Но и то, и другое необходимо для здоровых отношений между супругами.
То, что проявляется «с “первого взгляда” (с первых встреч, общения, проведенного вместе досуга), когда человек больше не хочет отпускать другого человека и делает все, чтобы связать свою жизнь с ним», — очень важный этап в начальной стадии отношений. Это то, что называется влюбленностью. С помощью этого механизма пара получает мощный толчок, стимул для дальнейшего развития и углубления отношений. И начинать семейную жизнь без такого физического, эмоционального, интеллектуального влечения, острого желания все время быть вместе — не очень желательно. Но многие делают ошибку, полагая, что это чувство — и есть настоящая любовь. Эта ошибка может иметь катастрофические последствия: ведь влюбленность неизбежно теряет первоначальный накал, новизну, остроту. Люди полагают, что любовь прошла… и принимаются за поиски «новой любви».
На самом деле угасание влюбленности — естественный процесс. На смену буре эмоций приходит рутина, повседневность, в которой важно совершать «определенный набор действий в отношении другого человека на протяжении большого количества лет семейной жизни». Заботиться о своем избраннике, общаться на интересующие вас обоих темы, приспосабливаться к особенностям его характера — все это сближает супругов и постепенно превращает союз двух разных людей в нечто целое — семью. Широко известна история о раве Арье Левине, который привел жену на прием к врачу и сказал: «У нас болит нога». Это не пустые слова — за годы совместной жизни, когда супруги заботятся друг о друге, стремятся понять друг друга и порадовать, исправляют себя, они достигают такого полного слияния, что чувствуют и радость, и боль друг друга, как свою.
Действия, необходимые для такого слияния, могут показаться незначительными мелочами, но из таких «мелочей», совершаемых постоянно, и складывается, как из кирпичиков, прочное здание, называемое «семейным союзом». Помимо постоянной заботы и внимания к потребностям партнера в браке непременно должна присутствовать благодарность за все, что мы получаем от партнера, дружеское общение и поддержание свежести чувств разными способами. В еврейской семье есть очень действенное средство поддержания свежести отношений — законы чистоты семейной жизни — таарат а-мишпаха.
А есть ли понятие «любовь» в Торе?
О сотворении первого человека сказано в книге Берешит (2:18): «И сказал Господь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему». Понятие эзер ке-нэгдо (буквально переводится «подмога против него») объясняют наши мудрецы: «Достоин — [она будет ему] подмогой, не достоин — [будет] против него, чтобы бороться [с ним]». Женщина создана с качествами, противоположными мужским, и, если муж и жена будут вести себя достойно, их качества помогут им дополнять друг друга и вместе они смогут прийти к полной гармонии. Но если они будут эгоистами, эти различия только увеличат пропасть между ними и приведут семью к краху.
Далее Писание говорит о том, как Творец создал женщину из ребра (точнее, из «стороны») первого человека и, когда привел ее к нему, тот воскликнул: «Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет жена (иша), ибо от мужа (иш) взята она» (Берешит 2:23). Таким образом, мы видим, что жена — самый родной для мужа человек, ведь она буквально сделана из него.
И сразу после этого сказано: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (2:24). Связь между родителями и детьми — одна из самых прочных в мире, но даже ее разрывает человек, чтобы создать гораздо более прочную связь — супружескую.
О том же, как развивается настоящая любовь (а не влюбленность), сказано в истории женитьбы нашего праотца Ицхака: «И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее» (Берешит 24:67). Сначала супруги начинают совместную жизнь, а потом к ним приходит истинная любовь.
О том, что значит для человека жена, сказано и в Талмуде: «Каждый, у кого нет жены, пребывает без радости, без благословения, без добра» (Йевамот 62 б). Другой вариант: «без добра, без помощи, без радости, без благословения, без искупления грехов» (Берешит Рабба 17, 2).
Можно привести еще много высказываний и примеров того, насколько прекрасной и созидательной может быть настоящая любовь. И о том, какой разрушительной может оказаться несвоевременная страсть (достаточно вспомнить историю Амнона и Тамар, Шмуэль II, 13).
Повторюсь: чтобы достичь прочных и гармоничных отношений, необходимо заботиться друг о друге, ставить интересы и желания супруга/супруги выше собственных, стремиться понять друг друга и прощать друг другу промахи и недостатки. Так же, как мы прощаем и понимаем самих себя, ведь сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18). А самый близкий для каждого человека — это жена/муж.
Желаю удачи в построении крепкой семьи.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский