Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Ревность, Муж и Жена, Отношения с бывшими супругами, Второй брак
Я вышла замуж, будучи мамой маленького ребенка. Мой муж еще до свадьбы стал относиться к нему как к своему. Ребенок тоже принял за должное появление нового папы и сделался уверен в том, что один из тех «троих, кто участвовал в создании человека» (его) — это его новый папа. Ребенка в силу возраста вовсе не смущает то, что у него есть еще и прежний папа, с которым они с огромным удовольствием общаются, изредка встречаясь. Мой муж сказал мне, что:
1. Папа может быть только один, и если папой ребенок будет называть его (и соответствующе к нему относиться), то никаких иных пап быть не должно;
2. Мое посредничество во встречах ребенка с отцом исключено (включая односторонние информационные послания вроде SMS [отвечать у ребячьего отца нет возможности]). Но, пытаясь пойти навстречу мужу, я столкнулась с рядом проблем:
1. У ребенка, как я понимаю, есть заповедь (и особенно актуальна будет она, когда он вырастет) почитания биологического отца наравне с воспитывающим его маминым мужем. Если в детстве не будут сформированы добрые теплые отношения между отцом и ребенком, ребенку будет необычайно сложно почитать и уважать «чужого дядю». И к тому же мне невозможно взять на себя ответственность за разрыв их хороших отношений.
2. У меня нет возможности организовать обмен информацией с отцом ребенка через посредника (мы не имеем общих друзей, которые бы взялись за это и которым можно было бы поручить ребенка для передачи от меня к отцу и обратно). И кроме того мне нужен какой-то способ оперативно доносить до отца желаемую линию воспитания (он готов внимать рекомендациям для того, чтобы не создавать в голове ребенка кашу тем, что один говорит одно, другой другое) и рекомендации относительно еды, досуга и прочего (напоминание, что есть можно только то, что мама дала с собой, а некошерного не есть, в сообщество обнаженных тел на пляжи не ходить, в храмы паломничества не совершать и т.д.). Простая записка совершенно точно будет потеряна/забыта/не прочитана, этот господин натура творческая и ему требуется длительно разъяснять, чтобы он вник и запомнил). Подскажите, пожалуйста, каким образом нужно организовать общение ребенка с его исконным отцом так, чтобы не задевать ничьих чувств и никого не обижать? И, естественно, чтобы эта форма организации общения была согласна с законами Торы. Под каким соусом преподнести это мужу/ребенку? Огромнейшее спасибо! Н.
Уважаемая Н.,
С одной стороны, Вы совершенно правы, нет никаких способов отменить биологическое отцовство и даже при самом лучшем приёмном отце-воспитателе отец и сын, связанные кровной связью, имеют право на нормальное регулярное общение, особенно если родной отец в этом так заинтересован. С другой стороны, так как, судя по всем Вашим письмам, Ваш муж — человек весьма категоричный, Вам будет очень трудно убедить его какими-либо доводами. Кроме того, мне кажется, что за всеми этими разговорами скрывается неуверенность и ревность к Вашему предыдущему мужу.
Поэтому советую обратиться к семейному консультанту или раввину и после нескольких встреч на более нейтральные темы (а судя по другим Вашим вопросам, список не короткий) поднять и этот вопрос. Но не в форме «Как можно сделать, чтобы сын мог правильно встречаться с нерелигиозным отцом?», т.к. в этом случае Вы уже ставите мужа перед фактом, что они будут встречаться, что, несомненно, заденет его. А в форме: «Как правильно себя вести в такой ситуации?», и тогда пусть раввин или семейный консультант, а не Вы, говорит о том, что нельзя разлучить ребёнка с биологическим отцом без непростых психологических последствий для ребёнка.
К сожалению, я не вижу, как в этом вопросе обойтись без помощи третьего лица. Но в любом случае советую: постоянно давайте мужу понять, что не может быть никакого сравнения между ним и Вашим первым мужем, отцом ребёнка, и что теперешний Ваш муж — он для Вас совершенно единственный.
Желаю наладить и эту область взаимоотношений.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский